Как хоронят староверы. Традиции и обычаи похорон

Похороны

Основные отличия

Даже через 300 лет после церковной реформы Никона и царя Алексея Михайловича на Руси были люди, исповедовавшие христианство по старому образцу. В быту их так и называют — староверы (или старообрядцы). В святом благоговении перед Господом крестятся двумя перстами, потому что «соль и табак щепотью берешь — в раны Христовы кладешь». И они обозначают Святую Троицу сложенными вместе большим, безымянным и мизинцем пальцами. И на их восьмиконечном кресте нет распятия — только надписи во славу Господню.

Похороны у старообрядцев

Как в быту старообрядцы отличаются от прихожан православной церкви, так и их похоронный обряд имеет свои особенности. Ниже приведены погребальные обычаи старообрядцев из различных волостей дореволюционной России. Во многом эти традиции архаичны и сегодня не реализуются в полной мере. Даже в крупных населенных пунктах сейчас предпочитают не выращивать во дворе лен для погребальной одежды, а покупать готовую ткань. То же самое касается изготовления гроба (его теперь покупают вместо ручного вырезания настила из цельного дерева) и транспортировки на кладбище (на машине, а не на руках). В целом старообрядцы стараются следовать заветам своих отцов.

Накануне смерти

Исповедь считается одним из важных этапов на пути к Господу. Для нее приглашают наставника или очищают душу перед старшим членом общины. Приглашение православного священника считается верным билетом в ад.

Во время покаяния из-под головы убирали подушку, а на губы клали святую воду. Чтобы успокоить души умирающих, были заданы следующие вопросы:

  • Хотите сказать что-то важное, выразить последнюю волю?
  • Желание покаяться в грехе, в котором раньше не было покаяния?
  • Вы держите обиду на близкого вам человека?

В конце исповеди налагалась епитимья в соответствии с выраженными грехами. Считалось, что без покаяния невозможно предстать перед богами. Тем, кто не кается при жизни усопшего, читают только молитву об исходе души, без отпевания.

Плач по покойному

Во многих старообрядческих обществах принято глубоко оплакивать тех, кто скончался. Они начинают жаловаться сразу же, как только замечают смерть. Часто для этих целей приглашались провожающие. Опытные плакальщицы могли так растрогать присутствующих своими причитаниями, что даже мужчины порой пускали слезы. Считалось, что душа, услышав такие причитания, удовлетворится и не вернется в дом.

В других населенных пунктах плач осуждался. Его называли воем и прочими обидными словами.

Занавешивание зеркал

В обязательном порядке все зеркальные поверхности были шторами по всему дому. Это касается зеркал, полированных металлических дверей, самоваров и, в последнее время, телевизоров и мониторов.

Омовение

Для омовения вызывали пожилых старообрядцев одного пола с усопшим, уже не знавших греха. Если община немногочисленна, разрешалось приглашать женщин в этом году за умершими мужчинами.

Очищение телесных покровов проводилось в первые часы после смерти. Из-за сложности этим занимались 2-3 человека. Начали с головы и закончили ногами. Правая сторона перед левой. Часто для этих целей использовалась «иорданская» вода, собранная 18-19 января.

После стирки воду в места общего пользования не наливали. Вместе с губками, гребешками и прочими бывшими в употреблении принадлежностями его вывозили за аул и закапывали — «чтобы им не пользовался нечистый».

Облачение

Похоронные одежды готовились заранее. Он состоял из нижнего белья (сорочки), носков (у женщин — чулок) и мягких туфель из кожи, соломы или грубой ткани. Женская рубашка доходила до щиколоток, мужская – до колен. Нижняя сторона была подготовлена ​​​​в белом цвете. В некоторых волостях это было ограничено. Но чаще мужчины носили брюки сверху, не подворачивая, а женщины – сарафаны темных тонов: синих, коричневых или черных. Вышивка или другие украшения не допускались. Весь халат, как и саван, был сшит без узлов, швом «игла вперед».

Девушку заплетали одной косой, плетя вверх, а замужней женщине – двумя и плетя вниз. На голову повязывали платок или шапку, а сверху тоже повязывали платок.

Саван

Изготовлен из длинного белого полотна. В некоторых губерниях это было 12 метров ткани, в которую одетого покойника плотно заворачивали вместе с головой. В других кусок материи складывали пополам по длине и сшивали в верхней части. Таким образом, погребальный покров приобрел вид лодки, в которой умершего отправляли скитаться в загробный мир.

Гроб

До середины прошлого века сохранялся обычай вырезания ложа смертника из ствола упавшего дерева. Такое домино готовили заранее, и оно хранилось на чердаке жилого дома, дожидаясь своего хозяина. Считалось даже, что он приносит в дом богатство и достаток.

Согласно другим традициям, гроб изготавливали только после смерти. Он был сбит из досок, без использования железных гвоздей. Их заменили деревянные палочки для еды или настенные крепления типа «ласточкин хвост». Дерево не было обтянуто тканью ни изнутри, ни снаружи. Крест также не был прикреплен к крышке гроба — «потому что не стоит спускать божий символ в могилу».

При изготовлении домино любым из способов плитки не сжигались и не выбрасывались. Она служила наполнителем для постельного белья и подушек.

Положение во гроб

Перед погребением труп, предварительно облаченный в плащаницу, клали на скамейку, ногами к иконам. И больше его не трогали. Их положили в гроб практически перед переездом на кладбище. Сейчас этот обычай не соблюдается. Если тело остается в доме, его немедленно помещают в домину.

На дно гроба клали строганые щепки, березовые листья, еловые ветки. В изголовье подушки клали подушку, наполненную листьями или волосами, собранными при жизни покойного. Поверх него положили труп, облаченный в саван. Руки положили на грудь — правая над левой. Пальцы справа складывались двумя пальцами, а слева ставилась лестница — своего рода четки, сделанные из дерева и напоминающие маленькую лестницу. На грудь иногда помещали крест или икону святого. Для женщин использовали Богородицу, для мужчин – Николая Угодника. Перед самым погребением из гроба вынули иконы и крест.

По положению тела в гробу последний для крепости мог быть перевязан лыком или бечевкой. То же допускалось и по отношению к самому телу, завернутому в саван. Повязку делали таким образом, чтобы образовалось 3 креста: в грудине, животе и коленях. Этот переход напоминал восьмигранный крест, которым осеменяют себя старообрядцы.

День захоронения

Старообрядцев хоронят на третий день. Но летом, во избежание быстрого разложения, они могут гнездиться и после гибели.

Отпевание

По старинным традициям было принято неустанно читать Соль через каждые три дня и три ночи. Для этого вызывали 3-4 человека из общины, и они вместо друг друга читали молитвы. В наше время они ограничиваются тремя реквиемами:

  • За день до похорон.
  • Утром похорон.
  • Незадолго до похорон, на кладбище.

Службы читаются долго. Считается, что чем дольше длится погребение, тем чище душа предстает перед Господом. Похоронные услуги удостаиваются только тех, кто праведно прожил свою жизнь на земле. Те, кто жил в мещанском браке, пьяницы, отступники и нераскаявшиеся, могут рассчитывать только на молитву об уходе.

Прощание с умершим

Прощание с умершим было устроено на пороге дома. Для этого гроб выносили во двор ногами вперед и ставили на стол или табурет. Они собрались и подошли к усопшему с молитвами и поклонами. Хозяин мог сразу накрыть обеденный стол. Таким образом, умерший ел, так сказать, в последний раз в кругу знакомых. В этом случае после кладбища поминки уже не праздновались.

Могила

Для некоторых национальностей было принято закапывать тела как можно глубже. Другие ограничивались расстоянием «до груди», чтобы умерший мог выбраться из ямы во время всеобщего воскресения. Часто копали сами, и не доверяли эту работу служителям некрополя.

Могила располагалась таким образом, чтобы голова умершего была ориентирована на запад, а ноги на восток.

Похоронная процессия

Домовину с трупом несли на руках или волокли на кладбище. Лошадей для этой работы не использовали — «ибо лошадь нечистое животное». В качестве носильщиков было 6 человек из общины, никак не родственники. Иногда можно выполнить требование, чтобы женщин носили женщины, а мужчин мужчины. Но эта практика давно себя изжила. Сейчас гроб подвозят к самым воротам кладбища на катафалке.

Шествие останавливалось трижды: посреди села, на окраине села и перед кладбищем. Курс вели непроторенной тропой, «чтобы покойник не возвращался». После того как гроб убрали, скотину подкармливали зерном и овсом — «чтобы не шли за хозяином». Вслед за провожающими устремлялись сосновые или еловые ветки – «чтобы отдыхающему проткнули ноги, если он решит вернуться».

Похороны

На самих похоронах совершается последняя служба — лития. Символы веры вынуты из гроба, крышка заколочена. Погребение происходит обычным способом. В могильную яму также опускают объедки (при использовании) и полотенца, если они сильно загрязнились опусканием домины.

Поминовение

Памятными считаются 3-й, 9-й, 40-й дни и «год» (юбилейный). Это редкость в обществах, где отмечают половину сороковых (20-й день) и половину годовщины. Также поминки совершаются в родительские субботы, Радуницу, Дмитровскую субботу и в Троицкую ночь.

На столе не должно быть алкоголя (разрешается только квас), чая и мяса. Некоторые общины также отказываются от картофеля. Обязательным считается кутья – вареная пшеница в меду. Подаются также щи, рыбный, гороховый или луковый суп, каша (гречневая или рисовая), компот, кисель, мед. Поминальный обед скромный, проходит в тишине. Главной его частью является чтение молитв.

Проводы души

По преданию, душа умершего до сорокового дня жила на полотенце, которое находится в красном углу избы (где иконы). Поэтому любой сквозняк считался движением умершего. На 40-й день родственники вынесли полотенце за село и трижды потрясли им в сторону кладбища, освобождая душу. При этом были произнесены слова прощания и отданы поклоны.

Траур

Общество старообрядцев осуждает праздность и излишние развлечения в своем образе жизни. Потому что горя в общем смысле у них нет. Важно отмечать годовщины смерти близких. Для родителей маркировка должна проходить в течение 25 лет.

Отношение к самоубийцам и отступникам

Возлагающие на себя руки, отступники, пьяницы и живущие греховной жизнью в мире, не достойны погребения по существующему обряду. Чаще всего их хоронили вне кладбища, без должного чтения молитв. Не разрешалось даже проводить их — «чтобы усопший получил полное возмездие за свои грехи»

Тех, кто умер без покаяния, в дороге или в общественном месте в царской России, хоронили в убогих домах, отдельно от остальных верующих.

Отношение к кремации

Крайне отрицательно.

Надгробие

Восьмигранный крест с навершием из плотного дерева — самый распространенный тип надгробия. Его устанавливают у ног, чтобы восходящее с востока солнце затмевало гроб с крестным знамением. Табличка с именами и датами крепилась в самом низу, под последней перекладиной. Картинка не была размещена. В середине креста, на пересечении основных перекладин, разрешалось вставлять икону.

В других районах можно встретить подставки – надгробия в виде хижин или небольших срубов – «чтобы усопший мог укрыться от гнева Господня». Другой вариант надгробия представляет собой столб с навершием, под которым находился небольшой деревянный ящик, похожий на скворечник с изображением креста. Другое название — голубь.

Погребение старообрядцев православными священниками

Хотя сами старообрядцы отрицают такие похороны, православные священники соглашаются участвовать в их похоронах. При этом проводится обряд, как и для других неверующих. Гроб в храм не вносят, литию и панихиду не читают, а с песней «Свят Боже» священник, одетый в святые одежды, провожает усопшего в последний монастырь.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий