Традиционные погребальные трапезы славян. Примеры блюд

Традиционные погребальные трапезы славян Похороны

Исследователи отмечают, что во многих (если не во всех) архаичных традициях еда, ее приготовление и подача прочно связаны с погребальными обрядами и культом мертвых. Достаточно вспомнить древнегреческие или старославянские пиры, древнеримские кухни и т д. Ветхий Завет также сообщает нам об обычае есть на могилах: «Раздайте хлеб свой на могилах праведников» Тов. 4, 17. На протяжении тысячелетий во всех культурах еда ассоциировалась со смертью и противопоставлялась еде со смертью и загробной жизнью. Например, по давнему болгарскому обычаю, если кукушка прилетает вечером в дом покойника, она прилетает в поисках души, и поэтому ей выносят хлеб-соль, говоря: «Если ты голодны, вот вам хлеб-соль, и не летайте больше». А если кукушка принимает угощение, считается, что больше никто в ближайшее время не умрет.Так же, как считалось в древних культурах, можно откупиться от еды и прочей нечисти, пришедшей «за чью-то душу».

Этнографы также отмечают существование таких словосочетаний, как «Мертвец из избы, а хлеб-соль в избу» — так говорят, когда гроб с трупом выносят из жилища. Что особенно странно, так это то, что в ассоциативном ряду между загробным миром и едой еда иногда представляется как строительный материал загробного мира: «В небоскребе церковь была срублена из пирогов, обложена блинами и подшита блинами (оладьями). В некоторых случаях загробная жизнь представляется целиком съедобной: сюда относится и популярная в европейских сказках история о «пряничном домике», где заблудших детей ждет смерть, и погребальные лестницы из хлеба, по которым, как говорят, восходят души к небу. Ольга Седакова, много лет изучавшая эту проблему, указывает на наличие подобных мотивов в произведениях классиков русской литературы: например, она указывает на «проекты будущего съедобного мира» в произведениях Велимира Хлебникова (съедобная земля, озера — готовые щи и др.). Одним словом, между смертью и едой образуется большое количество символических связей — наш материал будет посвящен тому, как некоторые из них проявляются в конкретных погребальных ритуалах наших предков.

Свойства поминальных блюд

У славян, как отмечают этнографы, почти все места, задействованные в погребальном обряде, были абсолютно связаны с определенной ритуальной трапезой: в красном углу избы на грудь покойника кладут блин, а гроб еще в дома, еду кладут на крышку, которой угощают гостей, но и ночью пируют в резиденции и во дворе после выноса гроба, а затем хлеб раздают провожающим у могилы после похороны; хлеб раздается во время крестного хода, дома при возвращении домой и т д. Далее в течение сорока дней продукты оставляют возле могилы или выставляют на подоконниках, а кульминацией всего этого процесса является поминальная трапеза, которую устраивают сороковым.

Среди прочего исследователи отмечают существование так называемой «несъедобной посуды» — например, поставленной для умерших (иногда на отдельном столе «для мертвых», иногда — возле пустого места за общим столом). В зависимости от конкретной региональной традиции часть или даже вся поминальная еда может считаться собственностью усопшего – об этом свидетельствует особое обращение с остатками пищи, крохами: как правило, утверждается, что съедать следует все или распределены, а также как должны быть распределены или захоронены личные вещи умершего.

Также термины, употребляемые для поминальной пищи, например в Болгарии, указывают на то, что они считаются опасными вне ритуала – вода, которой мыли посуду на похоронах, считается столь же опасной – ее просто называют «мертвой водой». Также известно, что в некоторых славянских традициях детям запрещено есть кутью.

Хлеб

Однако особое место в погребальной обрядности славян (а также в обрядах гостеприимства и свадебных обрядах) занимает хлеб. Во-первых, у некоторых славянских народов принято печь хлеб сразу после смерти или накануне смерти человека — чтобы «душа вышла горячим паром». Существуют также обычаи, предполагающие замешивание хлеба у ног усопшего, причем хлеб (в виде каши, лепешек, блинов, булочек) используется в обряде в различных действиях и с различными функциями. У болгар также много проклятий и клятв, связанных с хлебом: «Пусть хлеб вырвет мне глаза»; «Пусть хлеб убьет меня»; «Пусть слепит хлеб, который ел»; «Пусть хлеб попадется ему на глаза» и т д. — в этих примерах мы видим, что хлеб приравнивается к высшей силе. Однако связь хлеба с загробным миром иллюстрируют и некоторые магические обряды: например, в некоторых районах Беларуси считалось, что если замесить тесто и не вытирать руки, а спрятать их под фартук, покойника проносят мимо вас, вы можете видеть призраков, идущих за гробом

В своих работах Ольга Седакова отмечает как минимум три функции хлеба в погребальной обрядности славян. Во-первых, она выступает в инструментальной функции: с помощью хлеба и закваски плакальщики хоронят смерть и кладут ее на место усопшего. Точно так же плакальщики разбрасывают зерно после похоронной процессии, чтобы уберечь живых от смерти после них. Точно так же гробовщики не должны копать яму натощак — чтобы уберечь себя от смерти, они должны есть хлеб перед работой. Таким образом, хлеб каким-то образом защищает живых от присутствия мертвых. Кроме того, хлеб появляется в славянских обрядах в актах искупления. Хлеб приносят в жертву, чтобы принести плодородие, хлеб приносят в могилу и оставляют там, чтобы таким образом «накормить дедов», его также раздают нищим, которые на время дара временно воплощают умерших — потому что в Очевидно, нищие всегда на несколько шагов ближе к смерти, чем «нормальные» люди, живущие в относительном достатке. Как видите, хлеб в примерах работает как метафора жизненной силы, которая помогает живым сопротивляться смерти.

Во-вторых, отмечается так называемая «целевая» функция хлеба. В данном случае это означает, что самому хлебу может угрожать опасность в присутствии смерти, а значит, для его защиты необходимо применить какие-то магические действия. Например, пока в доме находится покойник, хлеб (зерно) перемешивают и встряхивают, чтобы оно не потеряло спор. Кроме того, во многих регионах считается, что нельзя есть хлеб и бросать крошки на покойника, а также что нельзя есть хлеб во время движения похоронной процессии, а чтобы изобилие не покидало дом, хозяйка должна принять хлеб из чужих рук, сесть на место усопшего (такой обычай раньше был распространен в Карпатах). Хлеб здесь ассоциируется с благополучием, богатством, имуществом, которое живые боятся потерять из-за смерти усопшего.

В-третьих, хлеб якобы может приобретать магические функции в результате определенных ритуальных действий. Например, в некоторых регионах Восточной Европы считается, что хлеб после контакта с умершим (например, если хлеб лежал на том месте, где раньше находились умершие, или если хлеб лежал на поминальном столе во время трапезы напротив место, которое символически занимал умерший), то придает этому хлебу особые свойства. Считается, что его употребление приносит в дом плодородие.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий