Особенности похорон в Индии

Туристы, ставшие свидетелями похорон в Индии, нередко приходят в ужас от этой церемонии, столь непривычной для представителя западной культуры. То, что европейцу или американцу кажется варварством, является частью одной из самых древних культур мира.

Душа после смерти тела

Индусы верят в бессмертие духа. После гибели бренной плоти он освобождается и готовится к реинкарнации — вселению в следующую оболочку. Тело должно быть полностью уничтожено, иначе дух будет обречен на вечные скитания между мирами. Кроме того, недавно умерший может стать покровителем для своих живых родственников. Покойного надо задобрить хорошими похоронами.

Представители западной культуры уверены, что сожжение — это желание сэкономить на достойном погребении. На самом деле, кремация в Индии является недешевой.

А погребальный костер для индуса несет особый смысл.

Подготовка к церемонии

Готовиться к похоронам следует еще до того, как человек умер. При первых признаках наступающей смерти умирающего нужно положить на пол. Также можно вынести его на веранду или оставить на земле. Во время предсмертной агонии родные должны находиться рядом и усердно молиться. Это поможет душе освободиться от тела намного легче. Считается, что дух покидает плоть черед одно из 9 отверстий. Если человек был праведником, душа вылетит изо рта, носа, темени или ушей. У грешника она выйдет через анус.

похорон в Индии

После того, как человек умер, его голову необходимо освободить от волос и провести омовение. Мужчинам волосы сбривают, женщинам — опаливают. Покойного нужно вымыть священной водой, умастить благовониями, посыпать зернами риса и украсить гирляндами. Иногда вместо гирлянд используется тина реки Ганг. На лице умершего следует нарисовать особые ритуальные знаки. Гробы у индусов использовать не принято. Их заменяют саваном, в который заворачивают усопшего. Мертвых связывают веревками. Переносить тело полагается на носилках. По цвету савана можно узнать, к какому полу и к какой возрастной категории принадлежал умерший. Молодых девушек оборачивают в красную ткань, мужчин — в белую, женщин преклонного возраста — в оранжевую.

Похороны должны быть проведены в течение 24 часов после смерти.

Особенности церемонии

  • Руководить проводами умершего должен его старший сын. Именно поэтому каждый индус мечтает о рождении наследника мужского пола. Если сына нет, приглашают брахмана, но это считается нежелательным. Похороны — сугубо семейный ритуал;
  • При отсутствии родственников покойного должны похоронить люди одной касты с ним. Несмотря на то, что в современной Индии границы между кастами постепенно стираются, верующие люди предпочитают не нарушать это правило. Человек из более низкой касты не имеет права прикасаться к человеку из более высокой касты и наоборот;
  • Ритуальные костры обычно складывают на берегу реки. Прежде чем приступать к сложению костра, сын умершего должен бросить в воду вареный с кунжутом рис. Это блюдо должно послужить пищей для оболочки усопшего в другом мире;
  • Тело кладут на подготовленный костер и сверху накрывают хворостом. После этого сын 5 раз обходит вокруг тела и поджигает дрова, сопровождая свои действия произнесением специальной молитвы. В огонь полагается влить ароматические эссенции и топленое масло, бросить 7 поленьев сандалового дерева. Все это необходимо для того, чтобы принести жертву богу огня;
  • Женщины, присутствующие на индийском похоронном обряде, должны громко плакать, причитать и рвать на себе одежду;
  • Когда труп наполовину истлеет, сын должен взять полено и разбить покойному череп, поскольку именно эта часть тела остается практически нетронутой после окончания церемонии. Чем меньше останков сохранилось на ритуальном костре после похорон, тем лучше. Душа при выходе из своей оболочки могла застрять в какой-либо ее части. Сын должен помочь родителю освободиться от тела;
  • После сожжения трупа все присутствующие на похоронах должны пройти обряд очищения. Для этого члены семьи покойного погружаются в воду. Очиститься поможет и жертвоприношение. Душа и тело умершего считаются нечистыми до первых поминок. Нечистоту разделит и вся его семья;
  • На 4 день после похорон родственники возвращаются на кострище, чтобы «собрать кости». Семья 3 раза обходит ритуальное место. Затем пепел собирают в специальную глиняную урну, которую наполовину закапывают в землю. Через несколько дней родственники возвращаются, чтобы развеять прах над рекой.

Погребальный город Варанаси

Все верующие в Индии хотят быть похороненными в Варанаси. Однако не каждый сможет себе это позволить, поскольку церемония обойдется в 2–3 тысячи долларов даже при проведении самого скромного обряда. 80 % населения страны находятся за чертой бедности. Чтобы осуществить мечту, копить на достойные похороны придется еще при жизни.

город Варанаси

Варанаси располагается на берегу священной реки Ганг. Считается, что эта река когда-то текла в раю. Спустившись на землю, она принесла людям райскую благодать. Если прах человека окажется в священной воде, душа умершего не будет скитаться по земле. Индусы уверены, что скитания среди живых — еще большее горе для усопшего, чем переход в низшие миры (у христиан, иудеев и мусульман — в ад). Так как тело должно быть предано огню в течение 24 часов после смерти, некоторых индусов по их просьбе привозят в священный город заранее.

Верующие могут несколько недель умирать под открытым небом.

Кремация в Варанаси и других городах проводится на набережных, которые называют гхатами. Они представляют собой ступенчатые сооружения, уходящие в воду. Таким образом, люди, пришедшие на набережную, могут спуститься в Ганг для очистительного омовения. На набережных работают представители касты неприкасаемых. Это люди из низшей касты, которым запрещено иметь собственные дома и входить в храмы. Неприкасаемые доставляют на набережную дрова для ритуальных костров. Эта работа считается очень прибыльной. Богатые семьи предпочитают покупать только самые дорогие сандаловые дрова, тратят много денег на эссенции и масло.

Другие виды похорон

Не всех умерших хоронят на костре. Если родственники усопшего настолько бедны, что не смогут обеспечить ему достойные похороны, они бросают мертвое тело на берегу реки или закапывают его в землю.

Некоторые категории умерших не подлежат сожжению. К ним относятся беременные женщины или те, которые погибли во время родов. Считается, что такие женщины освободились от колеса Сансары с помощью страданий. Человек, умерший от укуса кобры, тоже не нуждается в очищении. Дети младше 12 лет, праведные люди и монахи безгрешны. Их не следует очищать огнем. Трупы таких людей сбрасывают в Ганг. В священную реку можно броситься еще при жизни. По мнению верующих, это поможет прервать череду перерождений.

Похороны брахманов

Брахманы относятся к одной из высших каст. Их похороны отличаются особой роскошью. После проведения церемонии семья должна установить 2 камня. Один находится в доме усопшего, другой — на берегу реки. Эти своеобразные памятники символизируют присутствие души среди живых людей.

В течение 10 дней после похорон родственники должны жертвовать камню злаки. На протяжении всего траурного года полагается каждый месяц устраивать поминальный обед. На годовые помины нужно пригласить нескольких брахманов. Они приносят жертву в честь покойного и читают молитвы об отпущении грехов. Раньше для принесения жертвы использовалась только кровь животных.

Сегодня допускается применение овощей, фруктов и зерна.

Богатые индийцы, в том числе брахманы, строят каменные мавзолеи в честь своих умерших предков. Для строительства культовых сооружений выбирают священные места. Если нет возможности строить на участках земли, которые принято считать священными, мавзолей возводят на берегу реки (желательно, чтобы это был Ганг).

Сати — ритуальное жертвоприношение

Обряд сожжения вдовы покойного вместе с мужем на ритуальном костре называется сати. Название ритуала с санскрита можно перевести, как «настоящая», «правдивая». Согласно легенде, богиня Сати выбрала себе мужа. Однако ее отец бог Дакша не одобрил выбор дочери и унизил ее избранника. Обиженная Сати принесла себя в жертву и умерла на костре.

ритуал Сати

Как возникла традиция

Специалисты считают, что традиция умерщвлять вдов, а иногда и других родственников, появилась в 500 году нашей эры. Настоящие истоки этого обычая неизвестны. Некоторые исследователи полагают, что жертвоприношение никак не связано с легендой о богине. Сати не была вдовой на момент смерти. Вероятно, на территорию Индии обычай был завезен.

Существуют предположения, что ритуал был необходим для того, чтобы защитить мужчину от отравления. Многие женщины выходили замуж за нелюбимых по требованию родителей. Ненавидя своего мужа, молодая жена была способна предпринять попытку избавиться от него. Сати могли применять по отношению к бездетной вдове, которая оставалась без средств к существованию и детей. Со временем ритуальное сожжение вдовы стало применяться ко всем женщинам, потерявшим мужей. Согласно некоторым версиям, сати изначально распространялось на всех близких родственников, которые своей смертью должны были выразить любовь и преданность усопшему. Ритуал существенно сократил численность населения, в связи с чем было решено сжигать только вдову.

Добровольно или насильственно

Предполагается, что сати — добровольное решение скорбящей женщины. Ее никто не принуждает это делать, однако общество ожидает, что моральные принципы вдовы не позволят ей остаться в живых после смерти мужа. На деле нередко оказывалось, что вдову принуждали совершить самоубийство. Женщина шла на костер добровольно, но делала это под давлением общественности.

Известны случаи, когда по отношению к вдове применяли силу. Свидетельством тому являются многочисленные рисунки, оставленные свидетелями-европейцами, которые присутствовали на церемонии. На большинстве рисунков женщины связаны или каким-то образом зафиксированы на погребальном костре. Место сожжения окружают люди с длинными шестами. Их задача состоит в том, чтобы не дать вдове возможности избежать определенной для нее участи.

Обряд использовался не во всех регионах. В большинстве случаев он применялся среди представителей высших каст. Сожжению часто подвергались королевские жены, наложницы и рабыни.

Любимые женщины господина должны были последовать за ним в другой мир.

Отношение к ритуалу в обществе

Сати до сих пор практикуется в некоторых регионах страны. Чаще всего ритуал можно встретить в сельской местности. В 1947 году было зафиксировано около 40 случаев ритуального сожжения женщин. Один из последних случаев был зарегистрирован в августе 2006 года.

В современной Индии правительство предпринимает все необходимые меры для борьбы с сати. Проведение ритуала преследуется по закону. Отвечать перед судом придется не только тем, кто склонял женщину к проведению обряда или помогал ей его подготовить, но и пассивным наблюдателям, которые присутствовали на проведении кремации в качестве зрителей. Строго запрещена любая пропаганда «преданности» и высоких моральных качеств вдов, закончивших жизнь на погребальном костре. К пропаганде относятся сооружения памятников на кострищах, паломничество к местам проведения сати и т. п.

Индуизм считает сожжение вдов варварской традицией, не имеющей никакого отношения к истинной религии индусов. В качестве аргумента приводится тот факт, что индуизм строго осуждает любые формы суицида. Человек должен покинуть этот мир естественным путем, не прикладывая к этому никаких усилий. Обрывая свою жизнь самостоятельно, самоубийца теряет возможность выйти из колеса Сансары. Это означает, что ему еще раз придется вернуться в этот мир для прохождения испытаний. В следующем воплощении самоубийца может оказаться представителем низшей касты или животным.

Индия — удивительная страна с богатой культурой, привлекающая туристов со всего мира. Современный путешественник не станет свидетелем такого экзотического и жестокого по представлению европейца обряда, как сати. Тем не менее, многие красивые древние обычаи все же сохранились. Туристы, побывавшие на индийских свадьбах, надолго остаются под приятным впечатлением.

 

 

Похожие статьи

Похожие публикации