Пассажирские самолеты, какими их знают сегодня, появились сравнительно недавно, но уже успели стать одним из самых популярных способов передвижения: только в 2019 году регулярными рейсами было перевезено более 4,5 млрд пассажиров, и это число продолжает увеличиваться ежегодно. Основными преимуществами регулярных рейсов являются скорость, удобство и безопасность. Несмотря на то, что по разным оценкам до трети населения земного шара страдает боязнью полетов — аэрофобией, по данным мировой статистики вероятность попасть в аварию составляет менее 0,0008%, а шанс выжить это более 90%.
Авиационным происшествием является любое авиационное происшествие, повлекшее гибель или гибель одного или нескольких лиц, в том числе спасателей, при эвакуации пассажиров из воздушного судна. Авиакатастрофа также может привести к возникновению чрезвычайной ситуации на земле, угрожающей гибелью не только людей, находящихся на борту, но и тех, кто находился в пути, когда произошла авария: в 2017 году разбился Боинг 747-412F, в этот момент пролетая над дачным поселком в пригороде Бишкека. В результате этого происшествия погибли 39 человек, из них 35 местных жителей.
Отдельно следует сказать о трудностях, с которыми могут столкнуться спасатели при спасательных работах. Катастрофа может произойти в местах, удаленных от населенных пунктов, в лесу или над водоемом. Большие размеры территории, значительное количество раненых или погибших, а также возможные разрушения на местности требуют привлечения до нескольких сотен квалифицированных специалистов в кратчайшие сроки. Каждая секунда на счету – пожар на корабле, вечер или погодные условия могут замедлить работу экспертов и создать препятствия для оказания первой помощи пострадавшим и сбора вещественных доказательств. Все это делает расследование авиационных происшествий трудоемким, изнурительным, а иногда и опасным процессом, требующим от специалистов высокой психологической устойчивости и физической выносливости.
Авиационная катастрофа: правила и порядок действий
Каждое авиационное происшествие создает уникальные ситуации и опасности, которые необходимо учитывать при проведении аварийно-спасательных работ (АРР). Общий порядок действий в такой ситуации следующий:
Получение и сбор информации
Решение об организации АШП принимается в случаях, когда с воздушного судна поступил сигнал бедствия или о крушении сообщил летный экипаж (или иные осведомители), заметившие бедствие. Причиной подачи сигнала тревоги также может быть задержка прибытия судна более чем на 10 минут и потеря радиосвязи с экипажем более чем на пять.
После получения первой информации о поломке или исчезновении судна руководство ФАС должно уведомить аварийно-спасательные службы и собрать всю возможную дополнительную информацию: предполагаемое место и время катастрофы, дату, когда воздушное судно должно было прибыть в пункт назначения, техническое состояние судна, количество пассажиров и членов экипажа. На его основе создается комиссия по проведению аварийно-спасательных работ и составляется план мероприятий.
Поисково-спасательные работы
На основании полученной информации спасатели пытаются определить место, где произошла авария. Для этого используются бортовые радиолокационные средства обнаружения или полученные от них последние данные, свидетельства очевидцев (если таковые имеются), а в некоторых случаях и спутники.
После определения примерных границ поиска территория затем делится на сектора, после чего на место отправляются воздушные и наземные поисково-спасательные отряды, оснащенные всем необходимым оборудованием. Лучший способ узнать это — ознакомительный облет местности на вертолете. С такой высоты легче определить местонахождение корабля или затонувшего корабля, а также определить наиболее удобный и быстрый способ добраться до них по суше. В настоящее время вертолетная группа проводит топографическую съемку местности.
|
|
Как только судно обнаружено, поисково-спасательные группы начинают поиск выживших. Врачи проводят первичный осмотр живых пассажиров и членов экипажа (если таковые имеются), после чего приступают к их непосредственной эвакуации. Остальные специалисты в это время занимаются тушением пожара, стараясь минимизировать последствия катастрофы.
Осмотр места авиакатастрофы
Сразу по прибытии на место крушения специалисты приступают к осмотру самолета и прилегающей территории. При соблюдении необходимых мер безопасности они с помощью видео- и фотосъемки фиксируют все объекты, в том числе части, элементы конструкции или обломки самолета, его груз, тела пассажиров и членов экипажа, а также следы соприкосновения с естественными и искусственными препятствиями. Вся информация тщательно документируется.
Опознание тел погибших в авиакатастрофах
Самой морально и физически сложной частью расследования любой авиакатастрофы является сбор останков погибших и их опознание. Часто тела настолько повреждены, что их невозможно опознать, а в некоторых случаях удается найти только фрагменты. Все эти факторы существенно сокращают работу судмедэкспертов: обработка взятого с трупов биологического материала и его идентификация могут занимать от недели до нескольких месяцев.
Визуальный осмотр
В первую очередь специалисты пытаются найти уникальные визуальные признаки умерших — протезы, хирургические шрамы, татуировки, проколы в ушах или других частях тела. Опознавательным знаком может служить одежда или украшения. Иногда специалистам приходится сортировать фрагменты тела (кости) по полу, возрасту, строению тела, национальности и т д. Затем, если есть возможность, они «собирают» тело для его идентификации.
Результаты опроса коррелируют с информацией, полученной в ходе опроса ближайших родственников потерпевших. Если они подтверждают наличие тех или иных признаков, им показывают соответствующие фотографии или видеофрагменты, после чего их доставляют в морг для непосредственного опознания. Такая последовательность используется для снижения психологического воздействия на них со стороны вида мертвого тела близкого им человека. Часто до этого момента люди находятся в шоковом состоянии. Чтобы помочь им принять факт его смерти, психологи МЧС работают с ними в процессе опознания.
Стоматологическая экспертиза
Если тело находится в таком поврежденном состоянии, что использовать визуальные признаки для опознания не представляется возможным, специалисты используют другие методы для опознания пострадавших. Самое полезное в такой ситуации – челюсть, ее остатки или зубы. В лаборатории их тщательно исследуют на наличие структурных особенностей, проведенных хирургических вмешательств или существующих заболеваний/травм, которые затем сопоставляются с стоматологическими или другими медицинскими документами. Стоматологический осмотр – один из самых надежных и быстрых методов идентификации личности, который более чем в 90% случаев помогает установить личность.
Дактилоскопия
Сканирование отпечатков пальцев или сканирование отпечатков пальцев также является популярным средством криминологической идентификации — папиллярный рисунок на подушечке пальца остается неизменным на протяжении всей жизни человека и по своей сути уникален. Чтобы процедура прошла успешно, биометрические данные необходимо внести либо в базу данных правоохранительных органов (если умерший был преступником), либо в паспорт. В наше время биометрический паспорт нового образца стал обязательным условием для выезда за границу, но такой документ есть не у всех.
ДНК-анализ
Наиболее достоверным способом идентификации умерших является молекулярно-генетическая экспертиза, но ее применяют только в крайнем случае и только по завершении следствия. Для этого из фрагментов тела выделяют митохондриальную молекулу, которая содержит большую часть наследственной информации. С помощью специального оборудования его оцифровывают и сравнивают с образцами, взятыми у возможных родственников. По мнению специалистов, лучшим материалом для анализа ДНК являются зубы, волосы, внутренние органы (сердце, почки, селезенка).
|
|