Погребальные обряды чукчей, какие есть особенности

Похороны

На крайнем северо-востоке азиатской части Российской Федерации расположен Чукотский полуостров, названный так по крупнейшему из автохтонных народов – чукчей. Их численность составляет около 16 тысяч человек, из которых подавляющее большинство (12,8 тысяч) живет на территории одноименного автономного округа. Небольшие общины также проживают на севере Камчатского края и востоке Якутии. По антропологическому признаку чукчи принадлежат к арктической малой расе, входящей в состав большой Американо-азиатской (монголоидной) расы, и исторически делятся на тундровых оленеводов-кочевников (чаучу, чавчу) и оседлых охотников (анкалын, анкальын) на морского зверя.

Этноним «чукчи» был адаптирован русскими землепроходцами от чукотского слова чакча, что переводится на русский язык как «богатый оленями». Чукчи у моря, напротив, называют себя анкалын (приморские жители) от слова анки — море. Самоназвание чукчей – лыгораветаэт – означает «настоящие люди».

Представления о загробной жизни у чукчей

Небольшое количество этнографических исследований, посвященных традиционным религиозно-мифологическим традициям чукчей, не позволяет в полной мере восстановить космогонический образ и место загробного мира в модели мироздания. Однако на основании имеющихся работ можно выделить некоторые концепции и проследить некоторые параллели с аналогичными представлениями у других народов Сибири и Дальнего Востока.

Несколько (пять, семь или девять) миров расположены вертикально друг над другом, и небо одного есть земля другого. Полярная звезда ассоциируется у чукчей с путем, пронизывающим вселенную, позволяющим духам и шаманам путешествовать между мирами. Умирая в одном из миров, душа попадает в другой, но ее конечный пункт назначения зависит от множества различных факторов.

Люди, умершие преждевременной или насильственной смертью, отправляются в царство северного сияния. Души делятся на отдельные группы в связи с их смертью, и каждая из них имеет свой цвет: темные (синие, фиолетовые) лучи — для тех, кого убила нечисть, красные — для тех, кто был заколот ножом, белые — для умерших от инфекционных заболеваний. Движение цветов объясняется тем, что мертвец играет в мяч с головой моржа.

Люди, умершие естественной смертью, живут под землей. На пути в царство мертвых они проходят через особый «собачий мир»: в зависимости от того, как человек относился к собакам при жизни, они могут либо оставить его в покое, либо напасть на него. Чтобы душа не потерялась, предки и родственники встречают умершего и ведут его вперед. Остальные мертвецы тоже выходят посмотреть на пришельца. Если вместе с ним в могилу положили чужие или украденные вещи, они возвращаются законным владельцам.

На том свете люди живут в палатках из круглой кожи, похожих на пузыри слюны, владеют бесчисленными стадами когда-либо убитых оленей и проводят время в играх и пиршестве. Мертвые прибрежные чукчи продолжают заниматься морским рыболовством и охотой на моржей. Вытащив тушу и зарезав их, они бросают ноги обратно в море, и морж оживает.

Злые духи и духи-покровители в чукотской мифологии

После смерти человек может стать как защитником и защитником себе подобных, так и злым духом, который охотится на живых, насылая на них болезни и беды. Было несколько способов получить помощь от мертвеца. В древности чукчи резали и ели мясо, а из костей делали амулеты и обереги. Иногда кости и вяленое мясо клали в специальные кожаные мешки, которые называли «дедовскими». «Дедушка» был самым могущественным из защитников семьи и самым почитаемым из предков. Если кого-то настигали проблемы, его приносили в жертву, чтобы он помог разобраться с проблемами.

Иногда духи могут помогать живым и по своей воле. В чукотской мифологии есть немало историй, когда дух предков отгонял злых духов из своего стойбища, а затем обучал людей защитным и очистительным ритуалам. Одинокий путник мог спокойно остановиться на месте, где был похоронен умерший: он не причинил ему вреда, а, наоборот, мог наставить и защитить.

По представлениям чукчей, умершие дважды уже не могут переродиться и стать злыми духами. Они селятся в открытой тундре и, встретив живого человека, преследуют и преследуют его. Если такой человек преграждает путь живому человеку, его уже нельзя спасти. Призраки также могли нападать на лагеря и насылать на жителей несчастья и смерть.

Подготовка тела покойника и сопроводительные обряды

Когда человек умирал в доме, его тело полностью раздевали, вносили в палатку и заворачивали в две оленьих шкуры. Смотреть на него считалось плохой приметой. Похороны обычно проводились на следующий день после смерти, а накануне его тело охраняли два «защитника», которые должны были не дать мертвым причинить вред живым.

Утром ближайшие родственники и «защитники» приступили к высылке погибшего. На кожу, покрывающую его тело, клали угощения, на месте рта делали отверстие, в которое вставляли кусочки мяса и сала, чтобы умилостивить покойника. Затем провожающие сняли обувь и закатали брюки. Они садились на пол и клали босые ноги под труп, прощались с усопшим и желали ему счастливой жизни на том свете. По очереди участники ритуала брали руку умершего и проводили ею по пояснице и ягодицам, после чего проделывали то же самое с ним.

Не снимая кожи, присутствующие обмывали и одевали усопшего. Погребальные одежды готовились заранее, но в некоторых случаях женщины шили их на месте из отложенных для этой цели шкур. Для такого наряда предпочтение отдавалось белой коже. Лицо покойного закрывали меховой опушкой, а голову укутывали меховой шапкой. На кожу, где умер человек, накладывался костюм, а рядом с ним – сопутствующее снаряжение: оружие, инструменты, кисет, небольшое количество посуды. У женщин не должно было быть оружия, вместо этого они дали ей скребок, мешочек с иголками и наперсток.

Затем родственники приступили к гаданию. У умершего спрашивали, где он хочет быть похоронен, что он хочет взять с собой на тот свет, сколько санок он возьмет на похороны, кто будет вести похоронную церемонию. Чтобы предотвратить нападение злых духов, гадатели пытались выяснить у умершего причину смерти. Для этого над телом подвешивался дорожный посох или длинная ручка от скребка, и по их движению шаман определял ответ.

Траурное шествие и похороны

Чтобы душа покойника не нашла дорогу назад, его тело затолкали под покрывало с задней стороны палатки и понесли к входу, где уже были приготовлены нарты. Для мертвецов использовали новые сани или лучшие из имеющихся. В зависимости от его статуса и достатка количество сопровождавшего его нарт имущества могло варьироваться от одного-двух до нескольких десятков.

Когда процессия достигла места, выбранного усопшим, мужчины нашли ровную площадку и выложили овал из крупных булыжников, который получил название «погребальная ограда». Оленей выпускали из нарт и забивали. Руководитель похоронной церемонии в это время сидел на обмотанном кожей трупе и гнал умерших в агонии оленей, изображая таким образом путь на тот свет. Когда олень перестал двигаться, это означало, что нарты достигли места назначения и покойник прибыл в преисподнюю. Считалось хорошим знаком, если хотя бы один из оленей помочился перед смертью. Затем с них сняли пломбу и приступили к забою.

Умершего опускали в «могильную ограду» головой на север. Мелкие куски мяса, жира и внутренностей были разбросаны вокруг, а у ног клали два шеста от палатки или просто две длинные палки. В следующем мире они послужат ему деревянными ходулями, что должно облегчить путь. Затем мужчины начали резать его одежду и постепенно заменять ее кусками плоти, пока они не покрыли все его тело. Лицо было покрыто кишками. Разрезанную одежду складывали рядом с усопшим вместе с остальным инвентарем. Все имущество, сани и упряжь были уничтожены и сложены в общую кучу.

Наконец, ближайший родственник вспорол грудь и живот покойного, стараясь не прикасаться к телу руками. Он разрезал сердце и печень, чтобы определить возможную причину смерти, а затем объявил об этом присутствующим.

Перед уходом домой участники похорон несколько раз обошли могилу слева направо. На обратном пути ведущий церемонии замыкал процессию и произносил заклинания, чтобы умерший не вернулся. Он отошел на достаточное расстояние, провел черту через дорогу и положил несколько мелких камней: они стали для усопшего широкой бурной рекой и крутыми горами. Иногда в снегу зарывался ворох травы, который «превращался» в непроходимую чащу.

По возвращении в лагерь совершались очистительные обряды и ритуалы. На следующий день чукчи вернулись в могилу, чтобы заменить железные орудия на деревянные. Перед этим орудия «очищали» в массе вареного мяса, внутренностей и костного мозга забитых оленей. В эту ночь была устроена большая вечеринка, которая длилась 5 дней. На почетном месте внутри шатра клали кусок кожи от одежды покойника, куда откладывали порцию каждого угощения. Затем покойника снова посетили, чтобы проверить, не нашли ли его уже дикие звери.

Некоторые группы чукчей практиковали кремацию. В этом случае церемония была почти такой же, как «драфт». После убийства жертвенного оленя труп поджигали, горло вскрывали и заваливали дровами. Несгоревшие куски мяса и кости закапывали в пепел.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий