Погребальные обряды и традиции якутов, как хоронили близких

Похороны

Среди коренных жителей Сибири особое место занимают якуты. Как самый многочисленный из коренных народов Сибири (478,1 тыс.) якуты проживают на просторах Восточной Сибири и Дальнего Востока и представляют титульный этнос Республики Саха (Якутия). Хотя они проживают в основном на территории Якутии, небольшие общины присутствуют также в Красноярском, Хабаровском и Приморском краях, Иркутской и Магаданской областях. В зависимости от ареалов проживания якуты делятся на амгаленских (река Лена, низовья рек Алдан и Амга), вилюйских (бассейн реки Вилюй), олекминских (река Олёкма) и северных (реки реки) бассейн Северного Ледовитого океана: Анабар, Оленек, Колыма, Яна и Индигирка). Якутский язык относится к тюркской языковой группе.

В качестве личного имени якуты используют этноним сахалар (единственное число саха). Существует несколько теорий его происхождения, но доминирующей является тюркская (кыпчакская), связывающая его с древними народами секье, сахтар и сагай. По другой версии, саха происходит от тюркского джака, что в переводе на русский означает «край, граница, берег». Якуты для самоидентификации используют слово saẋa как личность, якут.

Картина загробного мира у якутов

В космогоническом образе мира якутов и представлениях о жизни после смерти можно проследить множество параллелей с другими сибирскими народами. Вселенная имеет трехчленную структуру, загробный мир является отражением мира живых и лежит на западе, где заходит солнце, или на севере, где реки впадают в Северный Ледовитый океан. Однако следует отметить ряд характерных черт, отличающих якутскую веру от соседних и родственных народов. Так мир мертвых — элю сирэ (земля смерти) или анараа дойду (мир грядущий) — представлял собой отдельное пространственное образование и располагался между средним (человеческим) и нижним (демоническим) миром. Врата потустороннего мира охраняли два духа, мужчина и женщина: Барыя Хаан с черными санями и черным быком, а также Хара Бараахы, месивший черную кровь и глотавший сгустки крови. Они сортировали души умерших по причине и типу смерти. Ушедшие «хорошей» смертью — умершие в старости и со светлой душой, прожив активную и продуктивную жизнь — попадали в «водохранилище душ» и через несколько лет возвращались в средний мир для перерождения. Люди, умершие преждевременно, оставались в мире живых и могли превращаться в особый вид нечисти. Чтобы они не вернулись и не наслали болезни и смерть на живых сородичей, их особым образом хоронили, а затем «запирали» их души в берестяных сосудах, деревянных куклах, глиняных горшках или особых идолах.

Душа человека — кут — состояла из единства трех элементов: ийе-кут (мать-душа), буор-кут (земля души), ргён-кут (воздух-душа), которые после смерти распались на составные части . Первый был центральной составляющей души, душа-земля отвечала за физическое здоровье человека, а ргён кут олицетворяла духовный мир человека. Именно ие-кут уходил в загробный мир для последующего возрождения. Душа-дыхание растворялось в окружающей среде, а душа-земля оставалась в теле, пока оно не сгнило до костей.

Концепция смерти в представлениях народа саха

По представлениям якутов, жизнь и смерть были предопределены богами-творцами, но злые духи из нижнего мира и Юёр могли преждевременно отправить человека в мир иной. Однако своим поведением и добрыми делами можно заработать и «целый век.

Смерть была длительным процессом, в котором выходит наружу жизненная энергия человека. Якуты обращали внимание на такие признаки старости, как одышка, появление слабости в ногах и ухудшение умственной деятельности, и считали их подготовительными формами смерти. Умирающий постепенно переставал видеть свою тень, травинка якобы не прогибалась под ним, а ноги не оставляли следов, отражая приобретение признаков, свойственных обитателям загробного мира. Смерть объявлялась, когда из человека выходил последний вздох и он «потерял солнечный свет» — во многих языках народов Сибири «увидеть солнце» означало жить.

После смерти душа оставалась на земле 40 дней, привыкая к своему новому существованию и готовясь к переходу в мир иной. Помочь ей в этом были призваны погребальные обряды и шаманские ритуалы.

Подготовка к смерти и предпохоронные ритуалы

Якуты стали готовиться к смерти задолго до ее приближения. Люди покупали специальную погребальную одежду, собирали выпавшие волосы в специальный мешок, чтобы злые духи-демоны нижнего мира не наказывали их за «каждый потерянный волос». Женщины делали из шкуры небольшого животного (бобра, выдры или лисы) небольшой лоскут, который при погребении помещали в натазник — предмет одежды, эквивалентный современному нижнему белью. Чем ближе подходила смерть, тем активнее становились приготовления. Якуты распорядились, какие вещи должны положить родственники в могилы, жертвенного коня и местонахождение могилы, раздали часть имущества своим друзьям и знакомым, а все, что осталось, раздали родственникам. Наконец, умирающему был устроен прощальный пир кёншу, где он мог насладиться вкусной едой и в последний раз повеселиться со своими домочадцами.

Сразу после смерти на глаза умершего клали два медных пятака, а затем его лицо покрывали соболиной, рыжей лисьей шкурой или платком. Тело его омыли и облачили в новую, неношеную одежду, а в подошвах сапог проделали несколько дырочек, чтобы душа могла благополучно улететь из тела. Сверху надевался комплект зимней походной одежды: шуба, теплая шапка, варежки и меховой шарф. Его конечности были связаны или сшиты сухожильными нитями. Подготовленное таким образом тело клали на деревянную скамью, а под тело подкладывали берестяные или лиственничные доски. После завершения похоронной церемонии они были сожжены.

При этом родственники забивали жертвенный скот, который должен был сопровождать умерших на протяжении всего их пути на тот свет. Для погребения мужчин было принято забивать быков и лошадей, а женщин — коров и телят. Тушку разделывали ножами, чтобы не повредить кости. Мясо убитого животного угощали всех, кто работал над организацией похорон и пришедших проститься с усопшим, за исключением молодых женщин и детей.

Способы захоронения и изготовление гроба

Крышка гроба часто вырезалась из цельного бревна лиственницы. Изнутри он был обложен берестой, и берестой покрыли усопшего, а затем и сам гроб, и саркофаг. Отличительной чертой традиционного якутского гроба было специальное отделение для сопроводительного инвентаря, которое отделялось от камеры для помещения трупа поперечной планкой. Перед укладкой тела гроб продезинфицировали дымом и смазали снаружи маслом.

Как правило, место захоронения заранее выбирал сам умирающий, чтобы его похоронили вместе с его близкими. Эти небольшие могильники располагались на возвышенностях, склонах холмов и речных террасах. Существовало несколько способов захоронения, важнейшими из которых были воздушно-арангасовые и наземные. В первом случае было отобрано 4 дерева, спилены их верхушки и установлены поперечные брусья на высоте человеческого роста, после чего крышка гроба была поднята. После запрета Екатериной II наземных погребений якуты стали хоронить умерших в земле, сооружая сверху богато украшенные срубы с остроконечными крышами.

Похороны и поминальные обряды

Гроб с покойником выносили ногами вперед и ставили на сани, запряженные лошадьми или волами. Родственники усопшего несли к месту захоронения сопроводительную мебель, а лучшие вещи грузили на погребальных лошадей.

Прежде чем приступить к рытью могилы, участники похорон провели специальный ритуал по угощению духов местности. Место, выбранное для могилы, окропляли кровью жертвенного животного, затем старейшина землекопов опускал мотыгу в сосуд с той же кровью и, показывая изображение креста на земле, говорил: «Открой, уста трехслойной матери ада;будь ломкой, устье тройной матери ада.Потом кровь снова брызнула на землю.Опустив гроб в могилу,родственники уложили вещи покойного,оружие,инструменты и продовольственные запасы Весь инвентарь был предварительно уничтожен.Тогда каждый из присутствующих бросал в могилу по горсти земли.Рядом с могилой был установлен специальный фиксирующий столб.

В конце церемонии могилу трижды объезжали на лошади, после чего разъезжались по домам. Оглядываться назад было запрещено, потому что дух умершего мог следовать за провожающими. Недалеко от места захоронения через дорогу были перекинуты три березовые ветки, чтобы отгородить мир мертвых. По прибытии перед жилищем усопшего разжигали большой костер, где сжигали кости жертвенных животных и стружку из гроба, а юрту дезинфицировали дымом.

После очистительных обрядов якуты садились за поминки. Не было принято давать есть детям и молодым женщинам, запрещалось бросать пищу в огонь, чтобы не осквернить дух огня, и вся еда должна была быть съедена в день похорон. Второй ритуал релаксации проводили на 40-й день после смерти.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий