«Птичьи похороны» в Тибете и Иране — необычный вариант прощания

Пережить потерю

Термин «Птичье погребение» может звучать так, как будто он относится к захоронению пернатых домашних животных, но на самом деле он относится к человеческому захоронению, когда тело отдается на съедение хищным птицам. Издавна большинство людей, живших на земле, считали мертвых опасными: одни культуры приписывали им способность оживлять и вредить живым, другие утверждали, что в телах умерших содержится грязь, отравляющая окружающую их природу, и другие, наиболее близкие к истине, были уверены, что источником болезни является мертвое тело. Так или иначе, на каком-то этапе своего развития каждая цивилизация осознала, что мёртвым нет места среди живых, и что с трупами их мёртвых собратьев нужно что-то делать, чтобы как-то от них избавиться. Захоронение птиц – довольно редкое решение этой проблемы, но так уж сложилось, что некоторые народы, принявшие его еще в древности, практикуют его и по сей день.

Тибетский буддизм

Захоронения птиц не отнесены к буддизму как таковому, но они стали обычной практикой сначала в Тибете, а затем и в соседних регионах с преобладанием тибетской ветви буддизма: например, в Монголии. Согласно учению ваджраянской ветви буддизма, тело — лишь тюрьма духа, который в свою очередь ожидает перевоплощения в другое тело. В то же время буддисты в этом направлении проповедуют доброту и сострадание ко всем животным. Из этих двух посылок тибетская ветвь буддизма пришла к своему первоначальному выводу: поэтому пустые раковины, переставшие быть вместилищем человеческого духа, надо отдавать в пищу животным, чтобы они не лежали напрасно, а сообщество верующих не упустит возможности помочь другим живым существам.

Церемония, называемая «бия гтор» (བྱ་གཏོར་), что примерно переводится как «милостыня для птиц» или «милостыня для птиц», проводится в несколько этапов. Тело усопшего фиксируют в сидячем положении на двое суток, в течение которых лама читает над ним молитвы. Затем покойнику ломают спину, чтобы тело можно было компактно сложить и его стало легче транспортировать к месту совершения последнего ритуала, которое обычно находится довольно далеко от населенного пункта и иногда не имеет нормальных подъездных путей. На похоронной церемонии могут присутствовать члены семьи: в этом случае они хором читают молитвы и бьют в двухсторонние барабаны. Однако считается нормальным, если во время похорон все члены семьи сидят дома и молятся за душу усопшего — их участие в похоронах не является обязательным.

По прибытии на место захоронения в дело вступают участники ритуала, чье ролевое название можно перевести на русский язык как «костоломы»: сначала они сжигают ветки можжевельника, чтобы привлечь трупы. Затем, когда птицы начинают кружить над ритуальным местом, костоломы кладут усопшего на камни, состригают или сбривают волосы, после чего рубят и разбивают тело топорами и специальными колотушками. Когда во время ударов орудий все мясо отделено от костей, кости перемалываются в муку, которую смешивают с ячменным, чаем и маслом ячьего молока и подают воронам и ястребам — после того, как падальщики съели и улетели прочь.

Если падальщики не хотят есть тело, это считается плохим знаком: верующие могут считать, что человек решился еще при жизни, так как животные презирают его тело даже после смерти. На данный момент, однако, есть отговорка: тела современных умерших обычно напичканы лекарствами, которыми врачи пытались спасти их в последние дни или недели жизни, так что отсутствие аппетита у падальщиков теоретически может быть отнесены к воздействию наркотиков; однако достоверных данных об эффективности и убедительности этого извинения для верующих нет.

Существует традиция, согласно которой в конце ритуала необходимо отпустить яка, несущего тело к месту захоронения. Потеря яка может быть большой статьей расходов при этом методе захоронения, который, по-видимому, относительно экономичен во всех других отношениях, не требует гроба, рытья или сложных украшений. По этой причине многие люди сегодня просто не используют яков для перевозки тел, предпочитая вместо этого устраивать захоронения в районах, до которых можно добраться на личном автомобиле или других транспортных средствах.

Сегодня захоронение птиц в тибетском регионе не единственный практикуемый способ захоронения, но он является предпочтительным, особенно по отношению к самым дорогим и близким людям. Однако его неизбежная популярность отнюдь не обусловлена ​​чисто религиозными и философскими соображениями. Экологическую систему, населенную людьми в этом регионе на протяжении нескольких тысячелетий, можно считать главным подозреваемым в деле происхождения и сохранения птичьих захоронений в тибетской ветви буддизма. Здесь нет больших резервуаров для захоронения воды, а почва в Тибете представляет собой несколько сантиметров вечной мерзлоты поверх многокилометрового слоя горных пород, а значит, вырыть даже небольшую яму — большая проблема. Следовательно, подземное захоронение становится трудоемким, если вообще осуществимым делом. В то же время большая часть Тибета находится выше уровня, на котором может расти большинство деревьев, и поэтому они редки и малы в тех районах, где есть хоть какие-то деревья. В силу этого и о кремации не может быть и речи: без применения современных кремационных печей для сжигания человеческого тела, как мы хорошо знаем из опыта современной Индии, может потребоваться 600, 700 и более килограммов дров. Таким образом, сама природа этих мест принуждает местное население к копанию птиц, а значит, есть основания полагать, что этот ритуал если и изменится в обозримом будущем, то только вместе с климатом.

Зороастризм

Захоронения птиц в зороастризме сильно отличаются от буддийских — так же, как и причины для таких захоронений. Зороастрийцы верят, что мертвое тело — это выгребная яма, вместилище демонов. Если его закопать, демоны загрязнят землю, если сжечь, демоны отравят воздух. Как нетрудно догадаться, по той же причине ликвидируются водные захоронения. Почему-то древние зороастрийцы не верили, что птицы, поедающие тела с демонами внутри, тоже могут привести к негативным последствиям, поэтому выбрали именно этот метод.

Когда человек умирает, его тело относят в дахму — «башню молчания», специальное круглое каменное сооружение для погребения. Тела детей помещаются в центр круга, тела женщин во внутренний круг, тела мужчин во внешний. Как только падальщики оставят только кости тела, и солнце их достаточно высушит (обычно это занимает год), эти кости будут собраны и помещены в склеп, расположенный в той же башне, где они будут растворены в извести и фильтруется через древесный уголь и дождевую воду.

Использование дахм было запрещено в Иране в 1970-х годах, поэтому зороастрийцы теперь предпочитают трупы в цементе и бетоне на похоронах, чтобы держать демонов в страхе.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий