Эффигии — это скульптурные изображения умерших на их могилах. Имеются изображения в положении полулежа, в полный рост, в положении на коленях и бюстах. Когда-то практика размещения чучел на могилах знати была широко распространенной погребальной традицией в западноевропейской погребальной традиции Средневековья. Историко-культурная ценность посмертных скульптур велика, так как они отражают моду и стиль того времени.
Скульптуры мертвых изготавливались из разных материалов. В древности их вырезали из камня. Объемный монумент играл роль надгробия или крышки на саркофаг в гробнице. Позднее изображения стали делать из дерева и алебастра. Именно с помощью гипса мастерам позднего Средневековья удавалось передать множество мелких деталей облика знатных рыцарей.
Брасс – выгравированное изображение покойного на металле
Такие скульптуры могли позволить себе только богатые дворяне и высшее духовенство. Поэтому представители небогатых дворянских родов ограничивались медной табличкой с выгравированным изображением усопшего. Эта деталь надгробия называется «грудной удар”.
История возникновения
Первые изображения появились в Англии во время захоронений рыцарей, погибших в крестовых походах. Обычай изображать лежащую статую возник потому, что для возвращения останков умерших или умерших рыцарей-крестоносцев на родину требовалось много месяцев, а иногда и лет. Родственникам было трудно увидеть разложившуюся плоть любимого человека, поэтому они заказали скульпторам изготовить статую усопшего. Тогда к объемному изображению на саркофаге мог подойти любой желающий проститься с погибшим на поле боя.
Поскольку рыцарство существовало по всей Европе, мода на образы с Туманного Альбиона распространилась на Францию, затем перебралась в Испанию и Италию. К сожалению, во время Французской революции многие статуи в соборах были разбиты вдребезги. Лишь в отдаленных усадьбах сохранились отдельные статуи. В Испании и Италии дела обстояли намного лучше. По сохранившимся в этих странах скульптурным надгробиям историки изучают предметы рыцарского быта и определяют время возникновения отдельных предметов гардероба.
|
|
Не только знать – эффигии преступников
Интересно, что изображения сделаны для особо злостных преступников, скрывающихся от закона. Таким образом они устроили, как мы сейчас сказали бы, гражданскую казнь и попытались навлечь беду на живого, но недоступного человека.
Эдуард II (1327 год)
Считается первым королем Англии, чьи похороны прошли с использованием изображения. Плоть и кости покойного были доставлены в Вестминстерское аббатство. На крышке гроба находилась статуя в лежачем виде.
Карл VI (1422 год)
Первые похороны французского монарха, на которых было использовано изображение. Скорее всего, они сделали это из-за гримасы ужаса на лице Безумного Короля в момент его смерти.
Франциск I (1547 год)
После смерти французского короля его фигура была облачена в официальную одежду и установлена на постаменте в главном зале дворца. В течение 11 дней ее обслуживали как живого монарха — приносили еду, совершали другие обычные действия дворцового этикета. На 12-й день статую заменили гробом с телом покойного монарха.
Мария I Стюарт (1587)
Примечательно, что эффект безголовой королевы долгое время делился на 2 части. Голову выставляли отдельно от остального тела. Только недавно целостный эффект был представлен в галерее Diamond Jubilee королевы.
Елизавета I (1603)
Образ королевы-девственницы, вечной соперницы Марии Стюарт, был реконструирован в 1760 году. От предыдущего изображения остались только корсет и деревянный скелет, который показан отдельно.
|
|