Как народный танец стал похоронным маршем, и как его исполняют

Есть много определений испанского танца Сарабанда в энциклопедии музыки и танца. По одной из версий, это грубый, озорной танец с легкомысленным подтекстом, исполняемый одной или несколькими женщинами в сопровождении кастаньет. По другой, это медленный придворный танец. Третий отмечает размеренный шаг похоронной процессии с сарабандой. Есть и четвертый вариант: коллективное исполнение вальса с характерным «испанским» жестом руки. Какое из этих определений верно?

Историческая справка

История Сарабанды (исп zarabanda) довольно запутанна. Авторитетные источники склонны считать Андалусию родиной народного танца. На южной оконечности Европы, переняв арабо-мавританские мелодии, крестьяне праздновали «Праздник осени» и танцевали довольно легкомысленный танец за ¾ такта. Его совершали парами (что обещало плодородие) или только женщинами. Аккомпанементом были барабаны, кастаньеты и вокальное пение. Если проводить аналогию, то танец больше походил на оргию или языческие танцы. Сарабанда была настолько популярна, что о ней упоминали классики испанской литературы — М де Сервантес, Лопе де Вега, Э. Наварро.

В XVI веке о ней писали так:

«Храбрая девушка берет пару кастаньет, по которым энергично бьет в такт своими прекрасными ногами; кавалер бьет в бубен; звеня от потрясения, колокольчики как бы предлагают девушке прыгнуть; и, грациозно меняясь местами, начинают танцевать, лаская взор прекрасными сочетаниями [поз и движений]»

Темпераментные танцы сопровождали народные гуляния и сельские ярмарки. Живая музыка и озорные танцы не могли не привлечь внимание композиторов, а вместе с ними и католических священников. Первые пытались переписывать ноты на ноты, вторые пытались запретить такое легкомысленное поведение среди своих прихожан.

Бесовская пляска

Католическое духовенство все больше и больше выражало свое возмущение веселым народным танцем. Его называли «бесовским танцем», «позором» и «издевательством над церковью». Само собой разумеется, что набожное испанское население и не думало каким-либо образом выражать свою неприязнь к религии танцами. Просто люди хотели хорошо провести время во время праздников. И за это их наказывали плетью, штрафовали и даже ссылали на галеры. По этой же причине именитые композиторы не додумались воссоздать такую ​​запрещенную музыку.

Священное шествие

Превращение подвижного народного танца в размеренное похоронное шествие произошло благодаря своеобразной подмене понятий. Во-первых, в 16 веке было принято медленно идти с гробом на кладбище, а возвращаться быстро и с танцами. Во-вторых, ритм сарабанды во многом соответствовал реальным движениям, сопровождающим обход провожающих вокруг гроба при прощании в церкви. В-третьих, испанское слово зарабанда (собственно сарабанда) созвучно понятию Сакра Банда (от испанского — священное шествие). То же самое произошло и с русским словом погост (гостеприимство), которое со временем стало синонимом кладбища.

Преобразованию также способствовало преобразование композиторов народной музыки в ноты. Поскольку каждая работа должна быть оплачена, музыканты сочиняли композиции в угоду заказчикам. Таким образом, сохраняя испанский характер и звучание, сарабанда постепенно становилась все более и более размеренной. На протяжении сотен лет существовало две версии танца: медленная и быстрая. Отголоски этого противоречия до сих пор можно услышать среди произведений Антонио Вивальди.

Придворный танец

В 17 веке французские мастера танцев решили объединить оба варианта сарабанды. В результате получается медленная танцевальная сарабанда в размере 6/8, напоминающая менуэт. Пары величаво и целомудренно сделали четыре шага вперед и четыре шага назад. Грациозность исполнения и характерные для народного танца медленные фигуры стали отличительной чертой новой сарабанды. Вскоре из Франции танец распространился по всей Европе и стал довольно популярным.

Темп сарабанды был намного ниже менуэта и все больше подходил для похоронных процессий. В литературе все чаще стали появляться отрывки «смерть пляшет сарабанду», иносказательно обозначающие случаи эпидемий.

Наиболее известные композиции

К написанию сарабанды прибегали многие известные композиторы. Так, произведение Г. Монтесардо, созданное им во Флоренции в 1606 г., считается первым печатным вариантом. Но за полвека до этого для сопровождения похоронной процессии использовалась сарабанда, созданная П де Фреджио. К сожалению, она не сохранилась до нашего времени, а сам композитор был осужден инквизицией.

В 1612 г. М. Преториус издал сборник пьес «Терпсихора», значительную часть которого занимали сарабанды. С JB Lully танец стал основой для балетных постановок. А. Корелли в своем сборнике «Фолиа» обыграл 23 вариации на тему народного танца испано-португальского происхождения.

Размеренный шаг, медленный темп, возврат к тройному метру (3/4 или 3/2) с акцентом на секундные доли – вот основные черты сарабанды. В этой привычной форме его можно услышать от:

  • Г. Ф. Генделя (четвертая часть из сюиты ре минор для клавесина — HWV 437),
  • И. С. Бах (Французская сюита ми мажор),
  • К.В. Глюк (партия ре минор из оперы «Орфей»),
  • Л ван Бетховен (Увертюра «Эгмонт»).

Неоклассические тенденции сарабанды можно найти в «Образах» Дебюсси, в балете И. Стравинского «Агон».

Использование сарабанды

Современный ритм жизни настолько стремителен, что медленная музыка настраивает слушателей на минорную тональность. Неслучайно все упомянутые выше сочинения сейчас входят в репертуар траурных оркестров.

В кинематографе к жанру сарабанды обращались:

  • Стэнли Кубрик — в фильме «Барри Линдон» (1975) использована оркестровая версия сарабанды Г. Ф. Генделя;
  • Ингмар Бергман — в фильме «Сарабанда» (2003) звучат различные музыкальные произведения И.С.Баха, в том числе и сарабанда.
Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий