Похороны у башкир, традиции и обычаи

Похороны у башкир Похороны

Башкиры — тюркский народ, коренное население современной Республики Башкортостан. Занимает четвертое место в России по численности. Исторически местом обитания башкир была территория Южного Урала и близлежащие степи. Традиционной религией является ислам суннитского толка, он пришел сюда в 9 веке, а окончательно закрепился спустя 3 века. Однако вытеснить народные верования, сформировавшиеся под влиянием тунгусо-маньчжурских, монгольских, финно-угорских и древнеранских культов, не удалось. Достигнут определенный синтез мусульманской веры и национальных культурных традиций, что наиболее ярко проявляется в семейной обрядности башкир, особенно в погребальной обрядности.

Мы узнаем, как хоронят умерших башкир и разберемся в погребальном и поминальном ритуале этого народа.

Уход за умирающим

Когда становилось ясно, что человек находится на смертном одре, родственники начинали готовить его к переходу в мир иной, стараясь четко следовать многовековым ритуалам.

Умирающего клали на спину ногами в сторону мусульманской святыни – Мекки. Обязательным было приглашение муллы для чтения молитвы над изголовьем кровати больного, чтобы он мог ее услышать. Речь идет о 36-й суре Ясин – считалось, что она обладает особой силой, способной исцелять. Дело в том, что согласно поверью, человек перед смертью очень уязвим для злых духов. Святые слова предназначались для облегчения состояния человека, для отведения от него злых духов.

Также для борьбы с нечистью на грудь поверх одежды можно положить что-нибудь острое – нож или ножницы, гвоздь, цитату из Корана. Все зеркальные поверхности были зашторены, куклы, картины, фотографии убраны.

Кроме того, губы умирающего смачивались водой, чтобы дьявол не обманул жаждущего и не уговорил его отречься от ислама за глоток воды.

Одним из важных моментов перед смертью является оглашение последней воли человека. Это означает завещание, приказ о церемонии прощания, прощальные слова близким и последнее благословение.

Подготовка тела к погребению

Важную роль играла подготовка трупа к погребению перед похоронами. Покойника не оставляли одного в комнате, из опасения, что Шайтан может оскорбить и заменить его, свет не выключали. Люди сменяли друг друга, такое бдение считалось богоугодным. В доме, где случилось горе, старались громко не говорить, не плакать и не жаловаться, чтобы душе было легче проститься с домом и двигаться дальше.

Ноги усопшего связывали веревкой и говорили: «Теперь иди в рай», на глаза клали монетки, в уши клали вату. Перед погребением убирали монеты и вату, тем самым снимая грехи с усопшего.

На какой день проходят похороны у башкир?

Как и у других мусульман, в башкирской культуре было принято не затягивать с похоронами и проводить их как можно быстрее. Если смерть наступала утром, то погребение могло состояться уже днем, а если вечером, то в начале следующего дня. Таким образом, все приготовления к траурной церемонии происходили незамедлительно. Похороны после захода солнца или ночью строго запрещались.

Омовение тела

Это важная часть погребального ритуала башкир. К процедуре начали готовиться только тогда, когда объявили о начале раскопок. Строго соблюдался принцип — женщины не могли мыться мужчинами, и наоборот. Мужу запрещалось прикасаться к жене после смерти, так как их брак автоматически считался расторгнутым. Обычно в стирке участвовало от 4 до 8 человек. В деревне это могли делать те же люди, их специально вызывали в дом, а потом благодарили за труд деньгами или ценными вещами.

Комнату дезинфицировали можжевельником, мятой, душицей или другими благовониями, только после того, как приступили к процедуре. Во время омовения читались молитвы – важно было неоднократно писать рукой на груди усопшего цитаты из Корана: «Нет бога, кроме Аллаха» (девяносто девять раз), «И Мухаммед его пророк». (в сотый раз).

После омовения запрещалось видеть лицо покойного.

В чем хоронили покойного башкиры?

После омовения тело усопшего завернули в белый саван. Было запрещено готовить его заранее. Во многих семьях хранились отрезы конопляной или крапивной ткани, а позже хлопчатобумажной, чтобы в нужный момент быстро выкроить погребальный саван, на что обычно уходило от 10 до 20 м ткани. Умершего несколько раз обернули слева направо, затем связали веревкой. Мужчины носили на голове чалму, женщины – платок. Цитаты из Корана заворачивали в саван — чтобы не забыть молитвы и облегчить прохождение испытаний после смерти.

Кто присутствует на башкирских похоронах?

Когда люди узнали о смерти их друга, люди пытались прийти проститься с ним. При этом не принято было приходить с пустыми руками — несли деньги, мыло, полотенца, рубашки, ткани, шарфы и оставляли в специально устроенном месте у смертного одра. Позже, в последствии, семья погибшего раздавала все это пришедшим.

На кладбище с похоронной процессией шли только мужчины, женщины традиционно следовали за усопшим до ворот дома или до конца села, очень редко им удавалось дойти до кладбища.

Могила у башкир

Здесь тоже были ритуалы и обычаи. Яма вырыта с востока на запад, глубиной около 1-1,2 метра. Боковая ниша (лежа) должна была располагаться таким образом, чтобы голова усопшего была повернута в сторону Каабы.

Могильщики, как и те, кто обмывал труп, были очень важными людьми в селе, после чего их щедро одаривали. Особо почитался тот, кто делал боковую нишу, куда помещалось тело. Говорили, что он построил новый дом для умершего. Нельзя было работать слишком долго и сильно потеть. Как только один человек уставал, его заменял другой. Инструмент не передавали из рук в руки и не брали домой, это считалось дурным знаком.

Как проходили похороны у башкир?

Перед тем, как унести покойника, его клали на стол, покрытый белой скатертью. Вещи усопшего завязывали узлом и отправляли друг другу, прося о готовности понести грехи усопшего.

Тело выносили ногами вперед, считалось, что таким образом усопший не сможет вернуться. При вывозе давали подарок (обычно это был скот) мулле или человеку, который помолится за душу усопшего. После этого в доме все было тщательно убрано и проведена влажная уборка, продезинфицированная травами.

На деревянных носилках труп несли через всю деревню на кладбище, в 40 шагах от ворот читалась особая молитва — молитвы йыназ. Возле могилы опять же мулла совершал очистительные обряды и читал Коран. Опустить тело в могилу разрешалось трем ближайшим родственникам, в могилу с покойным ничего не клали, это не принято в исламе.

После этого нишу застилали досками или бревнами – чтобы земля не упала на лицо усопшего. Дело в том, что у башкир, как и у многих других народов, было принято бросать землю в могилу на боку, первым это делал мулла. В конце мулла прочитал одну из сур Корана, и все присутствующие расселись вокруг свежей могилы.

Какое надгробие у башкир?

Если говорить об обычаях, то, как обычно, в Уфе и других городах Башкортостана ставили надгробные плиты или деревянные столбы. На них писали краткие сведения об умерших – даты рождения и смерти, цитаты из Корана. Сами могилы могли быть засыпаны камнем по краю, возводилась деревянная ограда.

Сейчас в Башкирии памятники на могилу ничем не отличаются от установленных в других уголках России.

Поминки и поминальные дни у башкир

Поминовение умерших – важный ритуал для живых. В древности считалось, что умерший продолжает жить после похорон, поэтому в памятные дни с ним можно общаться. В литературе (былин «Куз-Курпяч») упоминается, что в памятные дни устраивали особые праздники для усопшего, стараясь угодить ему и сделать все, что он любил при жизни. На таких мероприятиях часто устраивались игры, скачки, собиралось много людей. Готовили жареную пищу – считалось, что определенный запах отгоняет злых духов.

Когда языческие обряды уступили место исламу, изменилось и отношение к памятным дням. Поминки стали проводить на 3, 7, 40 день и год после смерти. Сразу после похорон трапезу не принимают, это не принято в мусульманской традиции, в отличие от православия.

Первую маркировку провели на 3-й день. Были приглашены мулла, читавший молитвы за душу усопшего, и все, кто был на похоронах. Пришедшие что-то приносили к столу — чай, блины, традиционные вареники — баурсак. На стол ставили кумыс, кашу, лапшу, бешбармак, лепешки, пироги с рисом или сухофруктами, ягодами.

Пробуждение на 7-й день не отличалось от того, что было на 3-й день после смерти.

40-й день после смерти – особенный и самый важный день памяти. Считается, что это когда душа покидает свой земной дом. Поэтому стараются обзвонить всех родственников и друзей покойного.

После угощения во все поминальные дни домочадцы покойного раздавали пришедшим кур, т е милостыню. Обычно мулле давали деньги, тем, кто участвовал в подготовке трупа к похоронам, — платки, рубашки, платья, полотенца или вязаные носки, тоже деньги.

Кроме того, каждому выдавали мотки ниток, этот обычай существовал у многих народов Поволжья, Сибири и Средней Азии. Считалось, что так движется душа. А получив кусок ткани на похоронах, можно получить все хорошее, что было свойственно покойнику.

Вопросы и ответы

Зачем покойному кладут на грудь ножницы?

На самом деле такой обычай можно встретить на башкирских захоронениях. Острые предметы – нож или ножницы должны отпугнуть дьявольские силы. Также в комнате, где лежит покойник, нельзя выключать свет, чтобы в него не проникла темная сила и он не стал упырем.

Почему башкиркам запретили участвовать в похоронной процессии?

Ислам в принципе запрещает женщинам участвовать в похоронах — они не могут переходить дорогу перед процессией, следовать за гробом или заходить на кладбище. Во многом эти ограничения связаны с уходом за женщинами — поэтому они ограждают их от чрезмерных переживаний, которые могут негативно сказаться на их здоровье.

Почему башкиры не ставили железные заборы и памятники?

До принятия ислама башкиры верили, что души умерших вселяются в деревья. С тех пор существует поверье, что благодать нисходит на умершего через дерево. В свою очередь, железо может навредить умершему, утяжелить его долю и вызвать агонию. Считалось, что ангелы не сидят на железе.

Погребальные обряды башкир, совершавшиеся по мусульманским канонам, отражали самобытность этого народа.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий