Приведенный отрывок, описывающий погребальный обряд у папуасов Новой Гвинеи, взят из книги «Путешествие к берегу Маклая», написанной известным русским путешественником и этнографом Николаем Миклухо-Маклаем по следам его первого пребывания на острове и жизни среди туземцев 1871-1872 гг.
Папуасский гроб-мешок из лиан
«Несколько человек взялись за изготовление «папуасского гроба»; кусочки листовых влагалищ различных пальм были принесены и сшиты лозами, так что они образовали два длинных куска. Эти части были помещены крест-накрест и снова скреплены булавками посередине, затем концы были сложены так, чтобы двойная центральная часть образовала нижний квадрат со стороной 50 см. Загнутые концы образовывали стенки большого ящика высотой 1 м.
Поминальная трапеза и погребальный плач
Чтобы стенки не развалились, короб обвязали в нескольких местах лозами. Туземцы никуда не торопились, курили и разговаривали вполголоса. Вой в хижине мертвецов то поднимался, то опускался. Чуть в стороне варили бау в большой кастрюле, которую, еще совсем горячую, клали на листья, завязывали в мешок и подвешивали на ветке дерева, возле хижины, у двери, как дохлую собаку был повешен. Мне объяснили, что его потом съедят присутствующие на похоронах гости.
Похоронная процессия
Несколько человек вошли в каюту покойника и вскоре появились в дверях, неся покойника, уже согнувшегося в сидячем положении, так что подбородок касался коленей; лицо тоже смотрело вниз; рук не было видно: они были между туловищем и согнутыми ногами.
Все тело было обвязано ремнем мертвеца, чтобы удерживать конечности в нужном положении. Трое туземцев несли покойника: двое держали его за бока; третий, обхватив его туловище и ноги руками, фактически нес его. Женщины, одна из которых была матерью покойного, а другая женой, завершали процессию, держась за концы пояса, которым обвивалось тело покойного.
|
|
Погребальный наряд в черных красках
Оба были перемазаны черной краской, очень хаотично, пятнами. У них не было украшений, и даже их обычные юбки, очень приличной длины, были заменены сегодня поясом, от которого спереди и сзади свисали остатки бахромы, тоже черной, едва прикрывавшей тело. По всему было видно, что они были нарочно одеты так, чтобы показать, что у них нет ни времени, ни желания заботиться о своем костюме. Оба пели грустную песню скулящими голосами. Когда покойника выносили за дверь, все присутствующие замолчали, встали и молчали до последнего.
Гроб на шесте в хижине
Мертвеца опускали в вышеописанный ящик, стоявший посреди платформы; голову покрывали «телруном» (мешком, в котором женщины носят детей) и затем, отгибая боковые стенки ящика, завязывали их над головой так, чтобы ящик принимал форму трехгранной пирамиды; потом очень аккуратно обвязали его лианами и привязали верхний конец к довольно толстому шесту.
Во время этой операции несколько туземцев вышли из строя и положили несколько сухих кокосовых орехов и новый, свежеокрашенный ремень возле ящика с телом. Два туземца взяли на плечи концы шеста, к которому был привязан узел с мертвецом, и понесли обратно в хижину; третий взял кокосы и пояс и последовал за ними. Так закончилась церемония. Присутствующие разобрали оружие и начали расходиться. Я пошел в каюту, чтобы посмотреть, куда положат тело — закопают его или просто оставят в каюте.
Последнее предположение оправдалось. Стойка была поднята на верхние перила под крышей, и коробка-пирамида покачивалась посреди опустевшей кабины. Вдова, уже пожилая женщина, стала чуть в стороне разводить костер. Вернувшись домой, я взял на себя заботу о туземцах; Ко мне в Гарагаси пришли человек 40 поболтать о покойнике, покурить, попросить перья и битое стекло для бритья.
Район на северо-восточном побережье острова Новая Гвинея, где жил ученый, до сих пор называют «берегом Маклая» и обозначают на географических картах.
|
|