Тораджа: самые сложные похороны в мире, как проходят

Похороны

Тана Тораджа — регион в Индонезии, расположенный в горных джунглях в самом сердце острова Южный Сулавеси. Большинство народа тораджа (всего чуть менее миллиона человек) исповедуют протестантизм, хотя среди них есть и мусульманское меньшинство, помимо меньшинств, придерживающихся древних традиционных верований — «алук тодоло», что означает «дорога предков» здесь только в начале 20 века, поэтому христианские традиции относительно новы для народа тораджа, тогда как обычаи их предков, веками передававшиеся из поколения в поколение, настолько глубоко укоренились в их культуре, что если и явно не исчезнет в ближайшее время. И более всего их присутствие ощущается в погребальных обрядах тораджи

С точки зрения Тораджа, жизнь — это подготовка к смерти. Они понимают это не пессимистично, а наоборот: для них похороны — это самый большой праздник жизненного цикла, на который собираются не только члены семьи, но и все жители села. Их погребальные традиции уходят корнями в далекое прошлое и считаются одними из самых сложных в мире.

Этика Тораджа предписывает упорный труд на протяжении всей жизни и накопление как можно большего богатства, не для того, чтобы передать его потомству с целью продолжения рода, а для того, чтобы потратить его на самые роскошные похороны. Именно пышность и экстравагантность похорон Тораджа является главным признаком успеха семьи.

Подготовка к похоронам

Похоронные обряды, столь важные в обществе Тораджа, часто длятся недели, месяцы и даже годы после смерти родственника — это напрямую зависит от того, сколько времени требуется родственникам для сбора денег на погребение, а до тех пор покойный ни о чем не не будет похоронен. Многие влезают в колоссальные долги, чтобы собрать деньги на достойные похороны; часто молодые люди отказываются вступать в брак, если у их второй половинки есть пожилой или больной родственник: смерть может наступить через год-два, и в этом случае семьи, не успевшие оправиться материально после свадьбы, могут быть полностью разрушены расходами на похороны. Похороны Тораджи — это масштабные и шумные мероприятия, в которых часто участвует вся деревня, и они могут длиться дни или недели. Тораджа считает, что чем дольше длится церемония, тем больше укрепляется связь между нынешним и прошлым поколениями.

Поэтому, когда умирает член народа тораджа, члены его семьи должны провести ряд подготовительных траурных церемоний, называемых Рамбу Солок, которые также могут длиться несколько дней. В этот момент умерший бальзамируется и продолжает «жить» со своей семьей под одной крышей. Пока не будет соблюдена вся церемония, человек не считается действительно мертвым, а только страдающим от «болезни». Тем более, говоря о нем, окружающие не должны говорить «умерший», а вместо этого обязаны называть его «больным» или «спящим». Примечательно, что этот спектакль может затянуться на годы, если семье нужно много времени, чтобы собрать деньги, и все это время покойник будет жить с семьей, его символически будут «кормить», «выводить на прогулку» и вообще всячески заботились, интегрируя покойника в семейную жизнь так, как если бы он был тяжелобольным инвалидом, а не покойником.

Похоронная церемония

Итак, средства собраны, торжество организовано и вся деревня в сборе, готовая к похоронам товарища. Похоронная церемония начинается со сбора участников в поле, где местные жители в обычное время забивают своих буйволов (так обычно на бойне). Там члены семьи усопшего должны принести в жертву буйволов и свиней — считается, что их духи отправятся с погребенным в мир мертвых, где он будет пасти их стада так же, как пас при жизни. Также перед забоем животные принимают участие в «тедонг силаге» — испытаниях на выносливость и силу: нужно убедиться, что они достаточно хороши, чтобы иметь возможность служить человеку в загробной жизни. После жертвоприношения мясо распределяется между гостями похорон в соответствии с их социальным статусом. Умершему, разумеется, тоже предлагают кусок мяса. Рога буйвола кладут перед домом родственников покойного. Чем больше рогов украшает фасад дома, тем выше социальный статус семьи.

Самого виновника торжества хоронят только на одиннадцатый день похорон: его тело помещают в пещеру в горной скале. Считается, что все это время душа умершего бродит по деревне, и только когда труп оказывается в скальной пещере, окончательно уходит в мир иной. На каменной полке рядом с пещерой, где захоронен человек, устанавливали маленькую фигурку, называемую тау-тау: это небольшая деревянная статуэтка с лицом, похожим на покойника. Считалось, что фигура будет стоять на уступе над пещерой и присматривать за останками умерших. К сожалению, с развитием туризма за этими фигурками стали охотиться воры, желавшие продать их туристам, и поэтому в настоящее время Тораджа уже не разрешает набрасывать на камни веревки-верёвки, предпочитая хранить их дома.

В области под названием Кете-Кесу традиция несколько иная: там умерших не помещают в специально вырытые (или выдолбленные) пещеры, а подвешивают на скале в деревянных гробах (например, многие народы, живущие в Гималаях регион имеет схожие традиции). Эти гробы красочно украшены орнаментом, состоящим из простых геометрических фигур. Увы, и краска, и гробы никак не защищены от непогоды, поэтому довольно скоро краска облезает, гробы гниют, а через несколько лет из некоторых из них можно увидеть полусгнившие останки или торчащие кости.

Праздник очищения тел

Каждый август в Торадже проходит церемония Ма’Нене, что переводится как «церемония очищения тела». Тела умерших выносят из пещер или гробов для омовения, одевания в новую одежду, ремонта или замены поврежденных гробов и т д. Затем каждая семья «ходит» со своими умершими, обычно неся их на руках, и это необходимо пройти по заранее намеченным маршрутам линий: согласно местной мифологии, эти линии соединяют земной мир с Хяном, потусторонним существом, обладающим сверхъестественными способностями. Хян может идти только по прямой линии, а это означает, что трупы мертвых должны двигаться по этим прямым линиям, чтобы следовать по пути Хяна.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий