Зороастризм — одна из древнейших религий в мире, которая существует до сих пор. Считается, что он возник в конце 8 века до нашей эры, а легенды прослеживают его происхождение от пророка Заратустры. Первоначально зороастризм сформировался на территории северо-восточного Ирана, Афганистана, Пакистана и Таджикистана.
Сегодня зороастрийские общины сохранились в Иране и Индии. Хотя представители этой древней традиции расселились по всему миру, их общее количество невелико: на 2019 год, по приблизительным подсчетам, в мире проживает около 100 000 зороастрийцев. Небольшие общины есть и в России, как в юго-восточных регионах страны, так и в обеих столицах.
Современному человеку зороастрийские похоронные традиции покажутся странными и причудливыми. Чтобы понять их, нужно понять, как древние видели мир и проблему смерти.
Основы зороастризма: добро и зло
Зороастризм иногда называют монотеистической религией, хотя это не совсем так. Верховному богу зороастризма, Ахура Мазде, помогают многие другие божества, которые защищают различные добродетели и блага.
Гораздо ближе к истине определение зороастризма как «дуалистической» религии, построенной на жестком противостоянии добра и зла. Согласно учению, изложенному в священной книге зороастризма Авесте, весь мир построен вокруг конфликта между добрым и светлым началом, воплощенным в Ахура Мазде, и темным и злым, связанным с богом по имени Анхра Манью (его имя) часто переводится как «Ариман» или «Ариман»).
Все вещи, явления и действия в мире связаны с одной из двух сторон конфликта, и все хорошее происходит от света, а все плохое происходит от тьмы. Поэтому долг каждого человека – увеличивать количество добра в мире всей своей жизнью, чтобы однажды свет окончательно победил тьму.
Смерть в глазах зороастрийцев
Смерть ставит зороастрийцев в затруднительное положение. С одной стороны, смерть — это заведомо плохое событие, дело рук Ангра Манью, который несет в мир свою грязь. Считается, что после того, как душа покидает тело, злой дух принимает облик мухи. Этот демон способен осквернить других людей, вступивших в контакт с умершими.
|
|
Но смерть — неизбежная часть жизни каждого человека, и зороастрийцы не могут избежать ее не больше, чем других зол. Проблема усугубляется тем, что согласно учению зороастризма осквернить можно не только человека, но и стихии природы: воду, землю или огонь. Поэтому вопрос о том, как обращаться с телом усопшего, становится особенно сложным.
Дахмы – башни-кладбища
Зороастрийцы традиционно решали проблему захоронения с помощью так называемых дахм («башен молчания») — отдельных площадок для трупов. Как правило, они были в виде башен, хотя теоретически дахмой могло стать любое отведенное для погребения место, куда не должны были заходить члены общины. Например, в качестве дахм иногда использовались ниши в скалах.
Специальные люди, называемые насусаларами, относили тела умерших к могильникам, где они лежали до тех пор, пока их не съедали дикие звери: шакалы и грифы. Классические дахмы были устроены таким образом, что человеческий скелет после того, как его «очистили» от плоти, попадал через решетку в саму башню, чтобы в случае необходимости сверху мог быть помещен новый покойник это.
Насусалары – «похоронщики» древних зороастрийцев
Насусалары — это не жрецы, а отдельный слой людей, которые занимаются только делами, связанными с похоронами. Обычному зороастрийцу запрещается даже приближаться к трупу на расстояние менее 30 шагов. Чтобы сломать этот образ мышления, требуются долгие и утомительные очищающие ритуалы. Насусалары же должны не только носить трупы, но и совершать над ними определенные ритуалы, одевать их в специальные ритуальные одежды. Они также обязаны содержать дахмы в порядке, если в этом возникнет необходимость.
Остальное общество относится к ним с особым ритуальным презрением, призванным отделить обычных людей от тех, кто вынужден постоянно сталкиваться со смертью. Это делает насусаларов похожими на касту «неприкасаемых» Индии.
Зороастрийские похороны в Иране
Хотя обряды зороастрийцев кажутся довольно архаичными, до недавнего времени их еще можно было увидеть на территории Ирана, где на протяжении всей истории сохранялись небольшие общины представителей этой религии. Строгий запрет на зороастрийские захоронения ввел только последний шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви. После этого зороастрийцы были вынуждены хоронить своих умерших так же, как и их соседи, хотя более состоятельные члены общины предпочитали цементировать могилы изнутри. Это было необходимо для того, чтобы умерший не соприкасался с землей и не загрязнял ее таким образом.
Зороастрийские похороны в Индии
В Индии и по сей день существует община зороастрийских парсов, переселившихся туда из Ирана много веков назад. Парсы сохраняют погребальные традиции своих предков. Правда, и они не обходятся без проблем — наркотики, которые пили многие парсы, оказались вредными для стервятников, из-за чего их популяция в местах с компактным для индийских зороастрийцев жильем резко сократилась. Это вызвало раскол в обществе: часть людей стала искать альтернативные способы захоронения трупов в дамах, а часть общества все же переняла общеиндийскую практику кремации. Сегодня над одной из «Башен молчания» в Индии установлены отражающие солнечные панели, ускоряющие разложение тел, а также зороастрийцы обсуждают возможность искусственного разведения стервятников-падальщиков.
|
|