Традиционные погребальные обряды и обычаи бурятов, в чем особенности

Традиционные погребальные обряды и обычаи бурятов Похороны

На юго-восточной границе с Россией, в горных районах вокруг озера Байкал, традиционно проживают буряты – титульная нация и коренное население Республики Бурятия. Их тюрко-монгольские предки начали осваивать регион еще в VI веке, но как самостоятельный целостный этнос буряты сформировались только в начале XX века после присоединения Предбайкалья и Забайкалья к Российской империи. Сегодня буряты продолжают оставаться одним из крупнейших автохтонных народов Сибири, а основная часть их населения (461,3 тыс.) сосредоточена в России, прежде всего в Бурятии, Иркутской области и Забайкальском крае. Еще около 150 000 человек живут в Китае и Монголии.

Происхождение этнонима «буряты» вызывает много споров среди этнографов и остается неясным. Впервые оно встречается в рукописи 1240 г под названием «Сокровенное сказание монголов», посвященной образованию Монгольской империи, и по мнению большинства исследователей связано с именем легендарного монгольского предка Буртэ-Чино (в переводе на русский Серый Волк), что вновь восходит к почитанию волка как тотемного животного. По другой версии, буряты получили свое название от монголов, которые называли северных жителей Прибайкалья бураадами — лесными жителями.

О смерти, душе и загробной жизни

Традиционная погребальная обрядность и шаманские представления о загробном мире у бурят долгое время существовали вместе с ламаизмом, что, несмотря на сопротивление этой сферы духовной жизни изменениям, привело к их проникновению друг в друга. Следует также подчеркнуть, что эти верования и обряды могут существенно различаться у разных бурятских этнических групп. Концепция ментального разнообразия более или менее универсальна. Например, по представлениям унгинских и аларских бурят, в одном человеке одновременно находится 3 души. Первая, добрая, душа заботится о своем хозяине и после его смерти отправляется либо в мир предков, либо к правителю царства мертвых Эрлен-хану на суд. Второй олицетворяет здоровье человека. Если по какой-то причине он покидает тело и не возвращается, человек может заболеть и умереть. Когда он испускает свой последний дух, эта душа остается на земле и превращается в привидение — боохолдой. Третья душа какое-то время охраняет кости своего владельца, после чего перерождается.

Если человек вел безнравственную жизнь, Эрлен-хан по истечении срока отправлял своего гонца за его душой. Прибыв в родовые края будущего усопшего, гонец встретил своего смертного помощника – идемхена хуна – и отправился на поиски нужной души. В это время душа пыталась спрятаться от преследователей, часто в ушах и гривах лошадей или между рогами быков: этим животным, как считается, приходилось заступаться за нее и сражаться с вестниками царства смерти. Когда душа была поймана, она издала жалобный вой и заплакала. Если кто-то из ее родственников вдруг заплачет вместе с ней, это означает, что скоро в дом придет смерть. Любой, кто умер неестественной смертью, также попадал под суд Эрлен-хана. По их преступлениям душа приговорена к пребыванию в одном из 7 видов ада: холодный, горящий, смоляной, жалкий горящий, змеиный или муравьиный.

Место загробного мира в бурятской космологии было двояким. Сама по себе она делилась сразу на «землю мертвых» и «землю предков». Первая располагалась на севере или северо-востоке и ассоциировалась в первую очередь с вечной мерзлотой и тьмой, а вторая относилась бурятами на юге к небесным духам. Этот мир был двойником реального, и душа жила здесь так, как жила при жизни. Души выдающихся людей сохранили свое высокое положение и стали благожелательными духами-хранителями. Им приписывались защитные функции над различными элементами ландшафта — крупными реками, озерами, горами, равнинами — и зонами деятельности человека. Души отличившихся охотников после смерти становились духами-хранителями их живых собратьев по ремеслу.

Наземное погребение у бурят

В прошлом у бурят параллельно существовало несколько форм погребения: наземное и подземное, кремация и воздушно-аранга. Наземные захоронения были широко распространены в 17-19 вв и почти исчезли к середине 20 в. В конце XVIII века немецкий этнограф И. Г. Георги описал, как буряты Прибайкалья одевали своих умерших сородичей в лучшие одежды, укладывали их на землю с оружием, орудиями труда и элементами конской упряжи, а затем покрывали их сверху землей, камнями или хворостом. В XIX — начале XX веков в Окинском районе Бурятии обнаружена большая группа могил под каменной кладкой. Восточнее тункинские буряты уносили умерших в тайгу, клали их на правый бок в скорченном положении, заворачивали в кусок желтой или красной ткани и накрывали сухими ветками и деревьями. Тело старались поместить туда, где живут дикие звери, чтобы душа могла быстрее переселиться к предкам. Этот тип захоронения назывался дараан (от бур. — тайник, склад, грузовая яма). У ольхонских бурят Иркутской области долгое время сохранялся аналогичный дарсалдагский обряд (от бур. — толпиться, нагромождать): тело умершего (часто детского) помещали в деревянный ящик или гроб и обкладывали камнями и столбы. Нако

До нас дошли сведения о существовании еще одного типа земляных погребений — мунхана (от бур. — часовня). При нем над деревянным гробом богатого или иного знатного бурята построили сруб. Единственное упоминание о мунханах – это архивная записка от 1864 года о грабеже трупов на территории современного Тарбагатайского района неким Максимовым.

Кремация у бурят

Традиция кремации умерших впервые была описана в 1760-х годах: предбайкальские буряты относили умерших в особое место, обычно находившееся в лесу, и помещали их на расчищенной площадке вместе с личными вещами и несколькими мертвыми лошадьми. Затем они были покрыты деревом и кремированы. В некоторых районах Иркутской области она сохранилась до наших дней: так ольхонские буряты называют кремацию сельмег — (от бур. — ясный, чистый) и верят, что она очищает душу от грехов и представляет собой кратчайший путь к земля предков. По данным исследователей, многие старики и старухи до сих пор часто завещают своим детям и внукам хоронить их в соответствии с этой традицией.

Обряд мог выглядеть так: покойного одевали в комплект лучшей или новой одежды, включавший верхнюю одежду, к поясу привязывали ножны с ножом, столовой ложкой и кисетом и клали на специально сооруженную деревянную кровать, часто с лошадью. Огонь должен был зажечь человек, не имевший родственных связей с покойным. Как только вспыхнул огонь, люди ушли, стараясь не оглядываться. На следующий-третий день возвращались к костру, проверяли, не прогорел ли труп, и, если нужно, разводили второй костер. Останки вместе с металлическими остатками оружия помещали в корзину, берестяной сосуд или горшок и закапывали на месте кремации. Такой обряд назывался яха бариха (от бур. — держать ноги).

Небесное погребение в бурятской культуре

Воздушное захоронение обычно совершалось только в том случае, если умерший был шаманом. Их хоронили на арангах — ритуальных площадках на деревянных столбах высотой до 10 м, куда ставили труп или гроб с трупом — в специальных заповедных рощах в горах, но аналогичный обряд практиковался и у простых бурят, если они пораженный молнией. Их считали избранными небесами, и теперь им подобает оказывать почести наравне с шаманами. В 1969 году в Эхирит-Булагатском районе Иркутской области был описан следующий ритуал: труп убитого таким образом юноши помещали в гроб и подвешивали на дереве, также отмеченном ударом молнии, на 9 дни . По истечении этого срока гроб убрали, останки сожгли, а прах завернули в платок и поместили в дупло этого дерева.

Погребение в землю

Ингумацию — закапывание в землю — буряты практиковали еще до прихода русских в Прибайкалье. В основном так хоронили богатых людей для защиты инвентаря, или самоубийц и преступников. Но к настоящему времени под давлением православных священников и земских властей практика земляных погребений практически вытеснила другие обряды. В XIX веке в Иркутской области было принято класть тело усопшего на прыгун лошади, которая везла его на кладбище, а голову на ее седло, если его хоронили без гроба. В противном случае прыгун, седло и уздечка сжигались на костре вместе с лошадью. На зарытой могиле оставили разбитую телегу со сломанными колесами, которая принадлежала усопшему при жизни.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий