Древнейшие захоронения на территории России, где они

Погребальный культ является одной из древнейших религиозных практик и предшествует даже появлению на земле современного человека – Homo Sapiens Sapiens. Хоронить своих сородичей по некоторым оценкам начали еще неандертальцы: древнейшие обнаруженные захоронения в пещерах Крапина (Хорватия) относятся к эпохе среднего палеолита и были произведены более 130 тысяч лет назад. Впрочем, наши предки лишь ненадолго отстали от неандертальцев. Африканские первопроходцы во время первой миграции на Ближний Восток оставили после себя несколько могил в пещерах Кафзех и Схул (Израиль), которые датируются учеными 100 тысячами лет назад. Эти останки древних «людей разумных» украшены красной охрой и отмечены примитивным погребальным инвентарем: ракушками и оленьими рогами.

Первые неоантропы на территории современной России появились в эпоху позднего палеолита — 45-42 тыс лет до н.э. Вероятно, они были самыми ранними представителями современного человека на севере Евразии. Памятники этого периода уже свидетельствуют о существовании простейших форм погребального обряда. Древнейшие из них — комплекс Костенко-Борщевский и Сунгирь.

Образцы верхнепалеолетических захоронений

Следы существования древних людей в районе Костенок Воронежской области были впервые обнаружены в 1879 году зоологом и антропологом Иваном Поляковым, однако систематическое изучение местных археологических памятников началось только в 1920-х годах. Предполагаемый возраст найденных здесь останков относится к периоду 50-30 тысяч лет до нашей эры, поэтому комплекс Костенко-Борщев некоторые исследователи называли прародиной современных европейских народов.

Всего на территории 30 км2 археологи обнаружили пять палеолитических захоронений разного возраста и культурного слоя. Самая старая из обнаруженных могил раскопана на стоянке Костенки-XIV на мысе Маркина гора и принадлежала 20-летнему мужчине, погребенному около 37 тысяч лет назад. Он умер до того, как погребение было перевязано, а затем помещено в небольшую овальную яму в сильно скорченном положении с подтянутыми к груди коленями. Рядом с ним не было обнаружено инвентаря, но его тело было обильно посыпано красной охрой.

Более поздние места показывают развитие погребальных ритуалов и растущую заботу о мертвых. В погребении Костенки-XV (Городцовская стоянка) в яме глубиной 43 см похоронен ребенок 6-7 лет. Он был вкопан в пол жилища и закрыт сверху гигантской лопаткой (наличие земляного холмика возможно, но не доказано). Связанного ранее мальчика поместили на искусственное сиденье из желтой глины, покрытое охрой, вместе с большим погребальным инвентарем: в могиле археологи нашли более 50 кремневых предметов, косторез, иглу со сломанным ушком и большой кинжал из трубчатой ​​кости мамонта. На голове надевался головной убор, украшенный 150 просверленными лисьими зубами.

Неолитические погребальные сооружения

Неолитические погребальные культуры демонстрируют большую преемственность с палеолитическими захоронениями. Захоронение в земле остается наиболее распространенным методом захоронения; мертвые обильно посыпаны охрой. В это время рядом с поселениями появляются коллективные захоронения, появляются сложные погребальные обряды, сопровождающиеся огненными обрядами и жертвоприношениями. К этому времени относятся первые свидетельства практики кремации.

В начале 4-3 тыс до н.э на юге Восточно-Европейской равнины складывается ямная культура кочевников-скотоводов. Для него по-прежнему характерны наземные погребения, но в то же время широкое распространение получают захоронения под курганами. Умерших клали в прямоугольные ямы на бок или на спину с согнутыми коленями, сверху посыпали охрой или киноварью и накрывали каменной плитой или деревянным полом. Некоторые погребения этого времени отмечены гравированными вертикальными стелами – это были плоские плиты, верхний конец которых был заострен в виде головы. Погребальный инвентарь был весьма скудным и часто отсутствовал. В него входили небольшие лепные горшки с простым орнаментом, кремневые или, в редких случаях, металлические (медные и бронзовые) орудия труда и оружие. В большом количестве могил археологи находили остатки колесных повозок или их глиняные изображения.

Захоронения эпохи бронзового века

С приходом эпохи бронзы погребальные обряды на территории России стали существенно различаться по региональному признаку. В степной и лесостепной полосе от Урала и Северного Кавказа ямная культура сменяется катакомбной (28-22 вв до н.э.). Погребения этой культуры могли быть как индивидуальными, так и коллективными и производились в курганах-катакомбах. Эти сооружения состояли из вертикального колодца и одной или нескольких погребальных камер в стенках ямы. В погребальном инвентаре появляются искусно украшенная глиняная посуда, каменное и бронзовое оружие и инструменты, керамические чаши для благовоний. Остатки колесниц до сих пор можно найти в катакомбах.

К северу распространены среднеднестровская (32 — 23 вв до н.э.) и фатьяновская культуры (27 — 19 вв до н.э.). Первая отличается возникновением кремации, но в остальном сочетает в себе значительный ряд черт ямной и катакомбной культур. Фатьяновцы стали устраивать родовые кладбища на холмах и других холмах и укреплять могилы изнутри деревянными досками, лубяными или плетеными изделиями, предварительно завернув умерших в шкуры животных или бересту. В могилу были включены сосуды с едой, каменные, медные и бронзовые топоры, кремневые ножи и украшения из медвежьих зубов.

В это время на Западном Кавказе развивается культура дюбелей (29-14 вв до н.э.), получившая свое название от одноименного типа погребальных сооружений. Они служили не только местом захоронения, но часто и семейной или родовой святыней. Конструкция нагелей могла сильно различаться между собой, но по своей сути они представляли собой могилы из больших каменных плит с тазами. Шканты могли быть полностью выдолблены в скале, вырублены в виде желоба, который затем закрывался сверху каменной плитой. Иногда их строили из цельных или множества отдельных плит и камней.

В эпоху поздней бронзы в Восточной Европе, Зауралье и Западном Казахстане появляются лесные культуры (19-14 вв до н.э.). Погребальные памятники этой эпохи представлены курганами и земляными погребениями, объединяющими, как правило, от пары до нескольких десятков погребений. В первом случае умерших хоронили в прямоугольных ямах или деревянных хижинах вместе со скудным инвентарем: деревянными и керамическими орудиями, костяными, каменными, а иногда и металлическими орудиями и оружием, кусками мяса или тушами животных. В земляных погребениях могилы располагались рядами. Некоторые племена срубной общины продолжали практиковать ритуалы кремации.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий