Поминовение умерших является важной частью христианской культуры. В соответствии с евангельским каноном главные заповеди, проповедуемые Иисусом Христом, — это наставления любить Бога и друг друга. Слова «возлюби ближнего, как самого себя» давно вышли за пределы христианского догмата и сегодня хорошо известны как последователям Христа, так и атеистам.
Эти слова относятся не только к живым, но и к мертвым. Согласно церковному учению, смерть — это не конец жизни, а лишь конец земного пути: после физической смерти душа возвращается к Богу, который определяет ее дальнейшую судьбу. В зависимости от своих поступков при жизни она либо попадает в рай, где пребывает в счастье, либо в ад, где терпит муки до последнего суда. Именно ему решать ее окончательную судьбу. Но в загробном мире человек теряет способность творить добрые дела и просить прощения за свои грехи, поэтому единственной его надеждой становятся живые. Только их молитвы могут помочь душе обрести облегчение или освобождение от мучений. В этом особенно нуждаются те, кто умер преждевременно или умер насильственной смертью. Молясь о спасении умерших, живые христиане тем самым выражают свою безусловную и истинную любовь к ним.
В Православной церкви поминовение усопших традиционно является частью богослужения, а также совершается почти каждую субботу. Однако есть и особые дни, когда молятся не только об умерших родных и близких, но и обо всех христианах, ушедших из жизни от начала времен до наших дней. Такие дни называются родительскими субботами.
Вселенские и частные родительские субботы
Название «родители», вероятно, происходит от обычая называть всех своих предков «родителями». Однако существует альтернативная версия. Многие христиане в первую очередь молятся о спасении своим родителям, давшим им жизнь, давшим такое название памятным дням.
Богословы различают вселенские и частные родительские субботы (или дни). Перед началом Великого поста и после Пасхи совершаются общецерковные панихиды: Суббота постная празднуется за 10 дней до Чистого понедельника, а Троицкая суббота празднуется через 50 дней после Пасхи, которой заканчивается Великий праздник. В соответствии с евангельским каноном, к личным относятся 3 субботы: недели светоносного поста (2-я), седмица крестная (3-я) и неделя св. Иоанна Лествичника.
Кроме того, в православной традиции принято поминать усопших в храме на праздник Радоницы (вторник, через 2 недели после Пасхи), 9 мая и в субботу накануне дня памяти Дмитрия Солунского 8 ноября.
Поминовение умерших во время Великого поста
Во время Страстной недели происходят изменения в церковных службах. В это время христиане молятся покаянными молитвами в честь смерти и воскресения Иисуса Христа, а в будние дни полноценной литургии нет. В среду и пятницу вместо нее читается Литургия Освященных Даров. Его характерной чертой является отсутствие евхаристического канона. В соответствии с христианским учением Евхаристия есть таинство воссоединения в Боге через Христа, она воспринимается как радость и торжество, а Евхаристический пост Великого поста должен символизировать 40-дневный пост, который Иисус нес в пустыне для всех людей. В связи с этим из литургии освященных даров исключается проскомидия — первая часть традиционной литургии, где священники благословляют хлеб и вино для причащения, а также поминают всех живых и умерших членов церкви.
При этом ежедневные поминовения усопших в течение рабочей недели не совершаются: заупокойные ектении, панихиды и сорокоугодия. Для того, чтобы христиане на том свете имели церковное представительство, в Святую Пятидесятницу были отведены 3 поминальные субботы для молитв об умерших во спасение их душ.
|
|
Великопостные субботы – порядок богослужений. Литургия
В пятницу вечером, на Всенощном родительском субботе, в храмах служится большая панихида по всем усопшим православным христианам, называемая также парастас (от греческого «παράστᾰσις», что означает «стоять рядом»). В отличие от сокращенной панихиды (погребальной литии), парастас включает в себя чтение «Непорочной» или 118-го псалма и полный текст молитвенного канона Пресвятой Богородице («Прошла вода»).
На следующее утро в православных храмах совершается литургия св. Иоанна Крестителя, самая распространенная из трех традиционных божественных литургий. Он делится на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.
Храмы на кладбищах
Во время проскомидии на алтарь кладут пять просфор (круглых квасных пшеничных хлебов без добавок), из которых специальным обоюдоострым ножом или копьем удаляют мелкие частицы:
- Первая просфора называется агнцем или агнцем в честь Иисуса Христа. Из него вынимают большую кубическую часть с верхней и нижней коркой и опускают на специальный богослужебный сосуд — диск. После этого в чашу вливают вино, смешанное с горячей водой.
- Вторая просфора посвящена Богородице и названа в ее честь. С правой стороны Агнца помещается частица просфоры Божией Матери.
- По числу ангельских чинов с левой стороны агнца помещаются 9 частиц из третьего, девятирядного, просфора. Он посвящен памяти Иоанна Крестителя, а также всех пророков, апостолов, мучеников и святых. Поминается имя автора литургии архиепископа Иоанна Златоуста.
- Сначала из свежей четвертой просфоры вырезают две большие частицы: одну в честь ныне живущих представителей духовенства, а другую в честь страны, где совершается литургия. Затем из него извлекают мелкие частицы в память о живых. Они под Агнцем.
- Наконец, на нижнюю часть дискоса помещены частицы погребальной пятой просфоры, высеченной в память об ушедших в мир иной.
Когда священник вынимает частицы из 4-й и 5-й просфор, он зачитывает записи, предоставленные верующими перед началом службы. Записки об умерших можно подавать только для членов Православной Церкви, причем при написании важно использовать имя, данное умершему при крещении. Частные молитвы за некрещеных не запрещены и даже поощряются Церковью, но бескровная жертва Евхаристии не может быть принесена за них.
Одна из частей Агнца опускается в чашу, остальные используются для причащения сначала священниками, затем мирянами. Остаток просфоры после литургии верующие съедают или уносят домой. Просфора – священный хлеб, поэтому ее категорически запрещается выбрасывать или давать собакам.
Поминовение усопших обычно также совершается ближе к концу во время литургии верующих. Ходатайство — заступничество за все человечество и мир — начинается тайными молитвами в честь святых и апостолов, затем духовенства, всей церкви и страны и, наконец, следуют молитвы о здравии всех живых и почивших усопших людей. Но во время богослужений Великого поста все псалмы, тропари и стихиры посвящаются памяти усопшего.
После окончания службы, в родительские субботы, читается совместная панихида.
|
|