Cэппуку – ритуальное самоубийство самураев — что это?

Нужно знать

В японской культуре есть свой взгляд на самоубийство. Если самоубийство в мировой христианской парадигме считалось одним из тягчайших возможных грехов, то в Стране восходящего солнца издревле воспевали истории о храбрых самураях, предпочитавших свести счеты с жизнью, нежели запятнать свою честь или опозорить своего господина. Что такое самоубийство самурая?

Что такое сэппуку?

Сеппуку (букв. «вспарывание живота»), также известное как харакири (букв. «вспарывание живота»), представляет собой особую форму ритуального самоубийства, зародившуюся среди самураев в средневековой Японии. Во время этого сложного, многоэтапного обряда, который часто совершался в присутствии зевак, самоубийца вонзил в живот короткий нож и вскрыл брюшную полость.

Смерть от потери крови может быть долгой и мучительной — и поэтому, по традиции, секундант или кайсяку «содействовали» самоубийству. После того, как самурай перерезал ему живот, кайсяку пришлось одним ударом меча отрубить ему голову, спасая умирающего от дальнейших страданий.

Зачем самураи лишали себя жизни?

«Путь самурая лежит в смерти. Когда есть два пути на выбор, есть только один быстрый и единственный выход — смерть быть свободным от него. (перевод А. Боченкова)

Вышеприведенные строки из «Хагакурэ», своего рода практического и духовного руководства для воина, написанного самураем Ямамото Цунэтомо, прекрасно описывают отношение японских рыцарей к смерти. Самурайский кодекс требовал беспрекословной верности сюзерену, а смерть в бою за его честь считалась самой почетной. Самоубийство путем харакири рассматривалось в данном контексте как проявление не страха, а высочайшего мужества: воин не бежал от смерти, пожертвовал своим долгом и принципами, а остался верен себе и своему господину и встретил ее с гордостью на своих условиях.

Для самурая сэппуку было одновременно и единственно достойной альтернативой плену, и методом искупления позора поражения в бою, и выражением абсолютной лояльности сюзерену. Самоубийство самурая после смерти мастера, называемое также «ойбара» или «цуйфуку», оставалось традицией, хорошо известной и поощряемой японцами даже за пределами самураев на протяжении многих веков. Поводом для совершения харакири («канси») мог быть и протест воина против действий феодала: в этом случае он разрезал себе живот, перевязал его, а затем обратился к даймё с речью, выражающей свое несогласие с ним, после чего он сдернул повязку, продемонстрировав смертельную рану.

С 15-го и 16-го веков харакири в основном применялось как высшая форма наказания самураев за особо тяжкие преступления, включая измену, убийство, изнасилование, грабеж или коррупцию. Преступнику отбыли наказание и дали определенное время, чтобы лишить его жизни. Если он отказывался совершить сэппуку, самурая насильно обезглавливали в обряде, похожем на ритуальное самоубийство: в этом случае вместо ножа перед осужденным ставили веер. В зависимости от тяжести преступления государство могло также конфисковать часть имущества семьи провинившегося самурая, лишить его родственников звания или даже казнить.

Как совершался ритуал?

Свод правил сэппуку складывался на протяжении нескольких столетий и долгое время существовал только в общих чертах. Классическая многоступенчатая и высоко ритуализированная церемония харакири сформировалась лишь в период Эдо, когда этот ритуал стал использоваться в качестве смертной казни и был закреплен на законодательном уровне. В это время широкое распространение получило присутствие на церемонии (обязательной по назначению суда) кайсяку. Как правило, кайсяку выбирали из числа близких друзей или родственников самурая, но осужденное государство могло назначать помощника самостоятельно. Главным фактором при отборе было фехтование потенциального секунданта — от них зависело, насколько гладко и чисто пройдёт церемония.

Перед церемонией самурай принял холодную ванну, облачился в траурное белое кимоно и в последний раз съел любимое блюдо. После того, как он сел в позу сэйдза (традиционный японский способ сидения на коленях), перед ним поставили деревянный стол санбо, на который положили несколько листов бумаги, письменные принадлежности, чашку саке и меч сэппуку. — танто. Самоубийца написал на бумаге короткое предсмертное стихотворение, расстегнул кимоно и взял журнал. Он наклонил голову вперед и вонзил танто в левую нижнюю часть живота, сделав надрез слева направо. В этот момент кайсяку ударом меча отсек самураю шею таким образом, что голова повисла на куске кожи.

Если самурай, совершивший сэппуку, был слишком молод или слаб, чтобы самостоятельно вспарывать себе живот, ему достаточно было символически прикоснуться к поставленному на его место танто или вееру, выражая тем самым свою волю расстаться с жизнью. Официально обозначенные обряды часто проходили подобным образом — в большинстве случаев кайсяку отсекал осужденному голову, не дожидаясь момента, когда тот вонзит кинжал в себя.

В чем разница между сэппуку и харакири?

Разница между словами сэппуку и харакири очень формальная, так как на самом деле это одно и то же слово, но пишется и читается двумя разными способами. Иероглифы, пришедшие в японский язык из китайского, имеют два прочтения: китайско-японское (онъёми) и японское (кунёми). По правилам произношения «он» это слово читается «сэп-пуку» от средневекового китайского корня «цет» — резать, и «фуку» — «желудок, брюшная полость». По правилам «кун» — «харакири» от японского «хара» — желудок, кишки и «кири» — резать.

Когда и почему запретили сэппуку?

Реставрация Мэйдзи 1868-1889 годов положила конец классу самураев. После поражения сёгуната Токугара, правившего до этого Японией, в стране начались массовые реформы. Даймё были отстранены от власти, их совет был заменен централизованным имперским правительством, а их поместья национализированы и превращены в префектуры. Введение всеобщей воинской повинности положило конец самурайской монополии на военную службу и лишило весь социальный класс смысла существования. Последний удар исчезающему классу нанес запрет на использование меча — с ним самураи лишились не только главного символа своей власти, но и главного способа защитить себя от гнева уставших от него простых людей самурайский произвол.

Вместе с самураями ушло в прошлое и официальное сэппуку: в 1873 году это наказание было отменено. Несмотря на исчезновение сословия самураев и запрет казней харакири среди военных и политиков, обычай добровольного сэппуку продолжал существовать по крайней мере до конца Второй мировой войны. Последнее громкое «самурайское самоубийство» совершил писатель Юкио Мисима после неудавшейся попытки государственного переворота в 1970 году.

Легенды о самураях

Первый задокументированный обряд сэппуку был совершен в 1180 году японским поэтом и военачальником Минамото-но Ёримаса во время битвы при Удзи, положившей начало войне Гэмпэй. Ёримаса с небольшим отрядом солдат сопровождал в Нару мятежного принца Мотихито, противостоявшего трехлетнему марионеточному императору Антоку и стоявшему за ним Тайре Киёмори. Однако дойти до города, где их ждало подкрепление, повстанцам не удалось — когда они остановились на привал у монастыря Бёдо-ин на берегу реки Удзи, их настигли значительно превосходящие силы Тайра. Исход матча был предрешен. Отряд Минамото потерпел поражение, а сам Ёримаса, раненный в бою, предпочел самоубийство смерти от рук врага. Перед тем, как вскрыть себе живот, он написал предсмертное стихотворение на обратной стороне своего боевого счета:

«Бревно гниет под землей,
Не цветет и не плодоносит. И моя бесплодная жизнь
Это так же грустно». (По пути О. А. Чигиринской)

Согласно легенде, после того, как он совершил сэппуку, один из слуг отрубил голову мертвому Минамото-но Ёримаса и засыпал ее камнями на дне Удзи, чтобы воины тайра не смогли забрать ее в качестве трофея, тем самым осквернив тело командира.

История 47 ронинов — самая популярная самурайская сказка в Японии, вдохновившая многих писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, художников и музыкантов не только в Стране заходящего солнца, но и за ее пределами. Согласно легенде, даймё Асано Наганори из Ако приговорен к сэппуку за нападение на Киру Ёсинаку, придворного сёгуна, который оскорбил его честь оскорблениями и насмешками, спровоцировав сам конфликт. Оставшиеся без хозяина самураи — уже ронины — клянутся отомстить придворному, зная, что сёгун приговорит их к смертной казни за нападение на близкого соратника. Выполнив свой план, они несут голову убитого вельможи к могиле своего господина, после чего вместе совершают ритуал самоубийства.

Вопросы и ответы

Зачем самураи разрезали себе живот?

Обряд сэппуку связан с верой древних японцев в то, что душа человека хранится в его желудке. Разрезом живота самурай как бы показывал миру чистоту и достоинство своей души.

Совершали ли сэппуку женщины?

Женщин из сословия самураев с детства учили лишить себя жизни. Традиционно жены самураев, погибших в бою, сами совершали сэппуку, чтобы не присоединиться к врагу.

Почему кайсяку при обезглавливании самурая оставлял прослойку кожи?

Удар Кайсяку должен был перерезать шейные позвонки и положить конец истекающему кровью самураю, но оставил голову висеть на куске кожи, так что наполовину отрубленная голова аккуратно упала на грудь воина, вместо того, чтобы уродливо катиться по полу и разбрызгивать кровь из присутствующих. Это означало несмываемый позор для самого кайсяку и всей его семьи.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий