Еврейское кладбище – неотъемлемая черта многих европейских городов, когда-то оберегавших представителей этого народа. После Холокоста и многих волн миграции иногда только могилы позволяют найти место, где когда-то был еврейский квартал, и понять, сколько евреев жило и умерло в том или ином поселении. Но как на самом деле устроены эти места?
Что происходит после смерти
Загробная жизнь описывается в иудаизме очень скупо и непоследовательно. В Торе есть упоминания о загробной жизни, шеоле и представления о том, что после смерти от человека остается бестелесная душа. Однако до сих пор неясно, как именно она, что с ней происходит и как на нее можно повлиять.
На протяжении всей еврейской истории авторитетные раввины и мыслители давали разные ответы на эти вопросы, часто заимствуя элементы из религий народов, окружавших евреев (обычно христиан или мусульман). Но эти заимствования никак не повлияли на погребальные традиции евреев, установившиеся гораздо раньше.
Общественные похороны у евреев
Из-за отсутствия явно мистического обоснования еврейские похороны — это в первую очередь общественное событие. О умерших во время операции заботятся в первую очередь как о членах общества. С этим связана необходимость как можно скорее закопать. Труп человека приравнивается к телу без одежды, и держать родственника в таком виде просто неуважительно как к нему, так и к окружающим. Поэтому даже небольшие еврейские общины в средние века создавали свои кладбища, чтобы не носить покойника несколько дней.
Необходимость кладбища была обусловлена еще и тем, что евреи с древних времен строго настаивали на необходимости хоронить умерших в земле. Это связано с простой интерпретацией отрывка из Бытия, который предупреждает Адама, что он «возвратится в землю», из которой он вышел.
Еще до нашей эры в Израильском царстве существовала традиция захоронения в каменных гробницах, популярная почти во всем древнем мире. Постепенно она все больше ассоциировалась с язычеством, и уже в новую эпоху у евреев окончательно утвердилась традиция захоронения в могиле.
Любопытно, что в отличие от христианства иудаизм не предусматривает специального строения на кладбище. Это связано с совершенно иной ролью мест отправления культа: синагога в первую очередь место для чтения Торы, а не для совершения обрядов, поэтому нет необходимости размещать ее среди могил. Но само место последнего упокоения евреев считается священным, именно поэтому иудаизм очень жестко относится к вандализму и вообще любой переделке кладбищ.
|
|
Раздельные похороны на еврейских кладбищах
Еще одной особенностью еврейских кладбищ, значительно облегчавшей работу многих историков, является строгое требование хоронить каждого человека в отдельной могиле. Иудаизм — религия, воспринимающая свои заповеди и ритуальные предписания буквально, и посмертная судьба не стала исключением. Талмудическая традиция гласит, что тела умерших всегда должны быть отделены друг от друга расстоянием не менее 6 тефахим, то есть около 54 сантиметров.
Евреи придерживались этого правила даже во времена Черной смерти, когда чума уничтожила до трети населения Европы. Правда, масштаб бедствия вынудил их проявить творческий подход к интерпретации правил. Как и христиане, евреи были вынуждены копать большие могилы, но хоронили людей «слоями», так что поверх предыдущего усопшего ложилось 54 сантиметра земли, на которой ложился следующий усопший. Следы такого подхода к погребению до сих пор можно увидеть на еврейском кладбище в Праге, где надгробия стоят очень близко друг к другу, напоминая нам, что мертвые лежат там один над другим.
Надгробия на еврейских кладбищах
Фактическая традиция использования надгробий на еврейских кладбищах очень стара. По-видимому, евреи изначально, как и представители многих других традиций, использовали надгробия в качестве «пресса» для того, чтобы умерший не вернулся к своим родственникам. Но довольно рано они были подчинены публичной стороне еврейских захоронений: надгробия стали использоваться для выражения почтения к усопшему.
В то же время в Средние века евреи были вынуждены действовать очень осторожно — слишком богато украшенное надгробие могло привлечь внимание христиан, которые сочли бы слишком богатой семью, допустившую такого посланника в последний путь. Практическая необходимость скрывать собственное богатство сочеталась с религиозным предписанием, требующим скромности перед лицом смерти. С точки зрения талмудической традиции все умершие равны, и недостойно растрачивать богатство места последнего упокоения. Однако из эпохи Возрождения евреи активно заимствовали у христиан различные элементы надгробного убранства. И хотя религиозный запрет на изображения людей в первые века означал, что они ограничивались лишь цветочными украшениями, в XIX веке это тоже изменилось.
Еврейское кладбище на Елеонской Горе
Особое место в погребальной традиции евреев занимает Елеонская гора, которая находится на территории Государства Израиль. Это старейшее кладбище последователей иудаизма, первые захоронения датируются 2600 г до н.э., а общее количество могил составляет около 150 000. Согласно легенде, среди захороненных здесь есть некоторые библейские пророки. На протяжении многих веков на горе появлялись и не только иудейские, но и христианские святыни, например, именно здесь находится знаменитый Гефсиманский сад, где был арестован Иисус, гробница Девы Марии, а ныне гора Елеонской служит приютом для него Католическая церковь Всех Наций и русский православный монастырь Марии Магдалины.
Но настоящее значение горы в иудаизме связано с отведенной ей ролью в будущем. Именно на ней должно произойти ключевое для иудаизма событие – приход Машиаха, или Мессии, которому суждено восстановить Храм и ознаменовать наступление Царства Божия на земле. А так как одним из первых его действий будет воскрешение мертвых, которое начнется прямо с того места, где он явится, то неудивительно, что отдых на Елеонской горе считается великой честью и счастьем. Захоронения продолжаются там и по сей день.
Вам может быть интересно:
- Поминовение в иудаизме
- Строящееся подземное кладбище в Иерусалиме
- Востряковское Южное (еврейское) кладбище в Москве
|
|