Современный русский язык содержит много древних слов. Одно из них является синонимом слова «гроб» — домина. В древности люди верили, что с окончанием земной жизни человек переходит в загробный мир и относились к гробу как к последнему пристанищу усопшего. Так было и со славянами, которые использовали слово домина, производное от слова дом, для названия гроба. В соответствии с такими представлениями в гроб помещали самые важные предметы быта.
Этот термин встречается в разных значениях во многих славянских языках. По-украински и по-белорусски означает деревянный ящик для упокоения усопших. А «домовина» по-сербски означает родина, отечество.
Интересно проследить исторические корни слова. Есть несколько серьезных альтернатив, которые дошли до нас, используя домину.
Изба смерти
Издревле словом «домовина» называли небольшой сруб в лесу. В нем было свободное место для смертного одра усопшего, и это было место для тех, кто помнит. Наши предки-язычники считали естественным посещать близких даже после их смерти.
После смерти одного из членов семьи они пришли к мастерам-плотникам с просьбой «построить новый дом» — домину. Кабину смерти сделали цельной, в точности напоминающей прежнее жилище, но только уменьшенной в размерах. Построили такой дом на окраине села, с окнами и дверью, выходящей в лес. Внутри находилась деревянная кровать, личные и необходимые предметы быта, продовольственные запасы. Таким образом, древние люди пытались облегчить переход души из мира Откровения (существующего) в Навь (царство мертвых).
Такие приготовления имели большое практическое значение. Во время голода, когда был неурожайный год или совершались набеги соседних племен, вся семья снималась и уходила в лес. Там, в знакомом месте, они пережидали тяжелые времена в домах своих умерших родственников и питались из магазинов. Оказалось, что предки с того света кормили живых. В Сибири еще можно найти такие домики, которые гостеприимно открывают свои двери заблудившемуся в снегу путнику.
Позже в тех же хижинах смерти жили монахи-отшельники. Казалось, они умерли для всего мирского и доверили свою жизнь Богу. Примером может служить изба, куда игумен сослал послушника Ивана, сына Семенова, в фильме «Монах и бес» (2016, режиссер — Николай Досталь).
Домики-надгробия
Если погребальные избы были достаточно просторными, то этот вариант домины предназначался исключительно для упокоения усопшего. Поскольку такая погребальная традиция более характерна для северных широт, высказывается несколько версий происхождения:
- Мерзлая земля большую часть года не подходила для упокоения умерших.
- Древние народы не хотели, чтобы тела умерших родственников достались хищникам.
Для умершего соорудили небольшой деревянный каркас размером почти с деревянную кровать. Последнюю выдолбили из цельного ствола дерева, и смертное ложе попытались сделать подходящим. Ведь иначе покойники будут являться во сне и жаловаться на бедствие. При этом выдолбленный проем старались не делать слишком просторным. Это был знак того, что покойный займет на освободившееся место другого члена семьи.
Дома-надгробия сохранились в отдельных районах Карелии, Архангельской области и… Аляски. Так хоронили тела своих соплеменников первые русские поселенцы на американском континенте. Издалека они напоминают расписные ульи, но назначение у них на самом деле несколько иное.
|
|
Домик на курьих ножках
При упоминании такого имени сразу вспоминаются русские народные сказки о Бабе Яге. В различных источниках ее отождествляют как с проводником в жизнь после смерти, так и с последовательницей индуистского учения йоги. Родноверы склонны считать ее добрым божеством, кормящим недоношенных детей и приютившим заблудившихся путников. Такое неизменное свойство, как кость ноги, свидетельствует о ее принадлежности потусторонним силам. Баба Яга одной ногой стояла в нашем мире, а другой в загробном мире.
Традиционной обителью этого воплощения считались дремучие болота и непроходимые топи. Чтобы выжить в таких экзотических условиях, нужно было построить дом на сваях. Издалека такое сооружение выглядело как хижина смерти или дом на ножках. Кстати, само название «кури» имеет две версии происхождения:
Копченый или под кайфом. Сваи перед забивкой во влажную почву обеззараживали дымом. Это предотвратило их гниение.
Курица. Изначально дом стоял на высоких пнях от срубленных деревьев. Толстые корни, уходящие в землю, были похожи на куриные ножки.
Высказываются разные догадки о роли, которую играла Баба Яга в жизненном цикле древних славян. Некоторые считают ее дом прообразом крематория, где тело умершего сжигали в печи. Вспомните, как хозяйка курятника в сказках сажает доброго молодца на лопату, потом сажает его в очаг. Другие проводят аналогию между буддийскими рогьяпами, помощниками, ответственными за «небесное захоронение». В качестве подтверждения приводятся моменты, когда Баба Яга кормила своих гусей человечиной. Третьи утверждают, что женская нечисть тут ни при чем. Все очень просто, наши предки срубили толстое дерево, выдолбили в стволе домино, уложили туда покойника и поставили гроб на пень.
Сегодня дома на курьих ножках повсеместно распространены в скандинавских странах – Норвегии, Финляндии. Там они служат исключительно хозяйственными постройками. Амбары на высоких сваях помогают защитить урожай в сыром и холодном климате от гибели.
Домики-скворечники
Этот тип захоронения больше всего напоминает современные. Тело положили в гроб, а затем похоронили. Надгробие было сложено из досок. Скорее, он напоминал пол над ямой. В такой конструкции прорезали маленькое окошко. Здесь есть аналогия с еврейским ритуалом проделывания треугольного отверстия в гробу при погребении.
После погребения на высоком шесте у ног умершего устанавливали небольшой скворечник. Сверху его венчала крыша с крутыми скатами, а поперек шла перекладина. Издалека эта конструкция напоминала квадратный крест. Поэтому на могилах православных, в основном старообрядцев, можно встретить деревянные кресты с небольшой двускатной крышей.
Согласно языческим поверьям, души умерших людей перевоплощались в птиц. Считалось, что родственник в крылатом виде посетит место его упокоения и, если повезет, вьет там гнездо. С этой же целью на могиле были посажены кусты земляники. Так родственники усопшего подкармливали небесных жителей.
Поскольку до нашего времени дошли лишь отголоски более ранних верований, этнологи выдвигают и другие версии использования домино на высоких столбиках возле могил:
- В традициях вятичей было кремирование умершего, а затем помещение праха в деревянную урну на вершине столба. Миниатюрные домики называли «голубцы» или «домовины». Их часто устанавливали вдоль проселочных дорог.
- Старообрядцы сдавали на хранение покойнику личные вещи, иногда даже продукты. Снаружи разбились значки или кресты. Как видно, раннехристианские и языческие обряды были тесно переплетены.
|
|