Гроб – Домовина: история и традиции

Гроб – Домовина Нужно знать

Современный русский язык содержит много древних слов. Одно из них является синонимом слова «гроб» — домина. В древности люди верили, что с окончанием земной жизни человек переходит в загробный мир и относились к гробу как к последнему пристанищу усопшего. Так было и со славянами, которые использовали слово домина, производное от слова дом, для названия гроба. В соответствии с такими представлениями в гроб помещали самые важные предметы быта.

Этот термин встречается в разных значениях во многих славянских языках. По-украински и по-белорусски означает деревянный ящик для упокоения усопших. А «домовина» по-сербски означает родина, отечество.

Интересно проследить исторические корни слова. Есть несколько серьезных альтернатив, которые дошли до нас, используя домину.

Изба смерти

Издревле словом «домовина» называли небольшой сруб в лесу. В нем было свободное место для смертного одра усопшего, и это было место для тех, кто помнит. Наши предки-язычники считали естественным посещать близких даже после их смерти.

После смерти одного из членов семьи они пришли к мастерам-плотникам с просьбой «построить новый дом» — домину. Кабину смерти сделали цельной, в точности напоминающей прежнее жилище, но только уменьшенной в размерах. Построили такой дом на окраине села, с окнами и дверью, выходящей в лес. Внутри находилась деревянная кровать, личные и необходимые предметы быта, продовольственные запасы. Таким образом, древние люди пытались облегчить переход души из мира Откровения (существующего) в Навь (царство мертвых).

Такие приготовления имели большое практическое значение. Во время голода, когда был неурожайный год или совершались набеги соседних племен, вся семья снималась и уходила в лес. Там, в знакомом месте, они пережидали тяжелые времена в домах своих умерших родственников и питались из магазинов. Оказалось, что предки с того света кормили живых. В Сибири еще можно найти такие домики, которые гостеприимно открывают свои двери заблудившемуся в снегу путнику.

Позже в тех же хижинах смерти жили монахи-отшельники. Казалось, они умерли для всего мирского и доверили свою жизнь Богу. Примером может служить изба, куда игумен сослал послушника Ивана, сына Семенова, в фильме «Монах и бес» (2016, режиссер — Николай Досталь).

Домики-надгробия

Если погребальные избы были достаточно просторными, то этот вариант домины предназначался исключительно для упокоения усопшего. Поскольку такая погребальная традиция более характерна для северных широт, высказывается несколько версий происхождения:

  • Мерзлая земля большую часть года не подходила для упокоения умерших.
  • Древние народы не хотели, чтобы тела умерших родственников достались хищникам.

Для умершего соорудили небольшой деревянный каркас размером почти с деревянную кровать. Последнюю выдолбили из цельного ствола дерева, и смертное ложе попытались сделать подходящим. Ведь иначе покойники будут являться во сне и жаловаться на бедствие. При этом выдолбленный проем старались не делать слишком просторным. Это был знак того, что покойный займет на освободившееся место другого члена семьи.

Дома-надгробия сохранились в отдельных районах Карелии, Архангельской области и… Аляски. Так хоронили тела своих соплеменников первые русские поселенцы на американском континенте. Издалека они напоминают расписные ульи, но назначение у них на самом деле несколько иное.

Домик на курьих ножках

При упоминании такого имени сразу вспоминаются русские народные сказки о Бабе Яге. В различных источниках ее отождествляют как с проводником в жизнь после смерти, так и с последовательницей индуистского учения йоги. Родноверы склонны считать ее добрым божеством, кормящим недоношенных детей и приютившим заблудившихся путников. Такое неизменное свойство, как кость ноги, свидетельствует о ее принадлежности потусторонним силам. Баба Яга одной ногой стояла в нашем мире, а другой в загробном мире.

Традиционной обителью этого воплощения считались дремучие болота и непроходимые топи. Чтобы выжить в таких экзотических условиях, нужно было построить дом на сваях. Издалека такое сооружение выглядело как хижина смерти или дом на ножках. Кстати, само название «кури» имеет две версии происхождения:

Копченый или под кайфом. Сваи перед забивкой во влажную почву обеззараживали дымом. Это предотвратило их гниение.

Курица. Изначально дом стоял на высоких пнях от срубленных деревьев. Толстые корни, уходящие в землю, были похожи на куриные ножки.

Высказываются разные догадки о роли, которую играла Баба Яга в жизненном цикле древних славян. Некоторые считают ее дом прообразом крематория, где тело умершего сжигали в печи. Вспомните, как хозяйка курятника в сказках сажает доброго молодца на лопату, потом сажает его в очаг. Другие проводят аналогию между буддийскими рогьяпами, помощниками, ответственными за «небесное захоронение». В качестве подтверждения приводятся моменты, когда Баба Яга кормила своих гусей человечиной. Третьи утверждают, что женская нечисть тут ни при чем. Все очень просто, наши предки срубили толстое дерево, выдолбили в стволе домино, уложили туда покойника и поставили гроб на пень.

Сегодня дома на курьих ножках повсеместно распространены в скандинавских странах – Норвегии, Финляндии. Там они служат исключительно хозяйственными постройками. Амбары на высоких сваях помогают защитить урожай в сыром и холодном климате от гибели.

Домики-скворечники

Этот тип захоронения больше всего напоминает современные. Тело положили в гроб, а затем похоронили. Надгробие было сложено из досок. Скорее, он напоминал пол над ямой. В такой конструкции прорезали маленькое окошко. Здесь есть аналогия с еврейским ритуалом проделывания треугольного отверстия в гробу при погребении.

После погребения на высоком шесте у ног умершего устанавливали небольшой скворечник. Сверху его венчала крыша с крутыми скатами, а поперек шла перекладина. Издалека эта конструкция напоминала квадратный крест. Поэтому на могилах православных, в основном старообрядцев, можно встретить деревянные кресты с небольшой двускатной крышей.

Согласно языческим поверьям, души умерших людей перевоплощались в птиц. Считалось, что родственник в крылатом виде посетит место его упокоения и, если повезет, вьет там гнездо. С этой же целью на могиле были посажены кусты земляники. Так родственники усопшего подкармливали небесных жителей.

Поскольку до нашего времени дошли лишь отголоски более ранних верований, этнологи выдвигают и другие версии использования домино на высоких столбиках возле могил:

  1. В традициях вятичей было кремирование умершего, а затем помещение праха в деревянную урну на вершине столба. Миниатюрные домики называли «голубцы» или «домовины». Их часто устанавливали вдоль проселочных дорог.
  2. Старообрядцы сдавали на хранение покойнику личные вещи, иногда даже продукты. Снаружи разбились значки или кресты. Как видно, раннехристианские и языческие обряды были тесно переплетены.
Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий