Христианские кладбища Кракова, краткий список

Нужно знать

Краков – древняя столица, а сейчас второй по численности населения и первый туристический город Польши. Польша в целом широко известна своей высокой долей практикующих католиков (около 87%), что делает ее страной с самым большим католическим населением в Центральной Европе. Он также известен своими многочисленными религиозными сооружениями, и Краков в этом отношении бьет рекорды: в нем 39 церквей и 25 монастырей. Отчасти это связано с тем, что после раздела Польши Краков оказался под властью единственного католического захватчика — Австро-Венгрии. Следующие сто лет она всячески пыталась купить лояльность поляков за счет активного строительства культовых сооружений.

И в старину, и сейчас Краков — место паломничества, и если в 19 веке в старой столице собирались патриоты и мечтали о воссоединении Польши, в то время раздираемой Пруссией, Австрией и Россией, то сегодня они собираются здесь, чтобы почтить память тех, кто пал во многих войнах за независимость. В этом городе есть памятники жертвам Волынской и Катынской трагедий. Как и сам город, кладбища отличаются давней и богатой историей: речь пойдет о трех самых известных христианских некрополях Кракова.

Раковицкое кладбище

Раковицкое кладбище было основано в 1803 году, находится на одноименной улице и является одним из памятников культуры Малопольского воеводства. Многие представители польской интеллигенции, а также военачальники нашли здесь свой последний приют. Одной из особенностей является то, что здесь есть и памятники жертвам коммунизма, и памятники советским воинам-освободителям, и могилы воинов Вермахта, и могилы красноармейцев, погибших в польском плену во время войны 1919-1921 гг словом, по надгробиям Раковицкого кладбища вполне можно изучать главные события бурной польской истории ХХ века.

Не уникальная, но все же необычная для многих стран особенность: наклеенные записи о похоронах и погребении конкретного человека.

Кладбище имеет четкую планировку: в основном оно разделено на ровные прямоугольные участки, разделенные мощеными дорожками. Здесь, как и на многих католических кладбищах, много скульптурных композиций. Конечно, в них преобладают библейские темы, например изображения Христа или Богоматери, но можно найти и необычные сочетания с египетской тематикой: есть сфинксы, обелиски и даже пирамиды.

Интересной особенностью кладбища можно назвать и то, что большинство могил здесь принадлежат семьям, а не отдельным лицам: во многих склепах высеченные в камне буквы означают «могила семьи такого-то», а затем есть таблички с именами конкретных усопших. На Раковицком кладбище довольно много растительности, но благодаря своей «квадратной» планировке оно ощущается именно как благоустроенное кладбище, а не как парк — в отличие, скажем, от кладбищ в Будапеште. Но и здесь есть «зеленый» вариант надгробия: в верхнюю часть высаживают растение, которое очень быстро захватывает надгробие и близлежащий участок с ростками — наверное, некоторые предпочитают озеленить могилу родственника намеренно и упорядоченно, а не позволять диким растениям делать это без спроса.

Есть в Раковичах и колумбарии, но их очень мало: сказывается непопулярность кремации в Польше. Здесь для урн отведено лишь несколько небольших мест, тогда как в соседних странах для них отведена иногда вся кладбищенская ограда.

Воинское кладбище № 388

Воинское кладбище находится недалеко от Раковицкого и сообщается с ним. Когда-то он был его частью, но сто лет назад был отведен специально для воинских захоронений. С точки зрения планировки он идентичен Раковицкому, но сразу бросается в глаза, что почти все надгробия здесь довольно низкие. Это дает возможность видеть далеко во все стороны, что совершенно невозможно на Раковицком кладбище с его склепами, статуями и пирамидами разных форм и размеров. Здесь по понятным причинам нет фамильных склепов, а потому военное кладбище визуально сильно отличается от Раковицкого. Есть здесь и скульптурные портреты — что встречается на католических кладбищах гораздо реже, чем стандартные скульптурные зарисовки на библейские темы. Иногда можно встретить цветные мозаики, но в целом по красочности и живописности воинское кладбище сильно отличается от Раковицкого: здесь явно преобладают серые тона, а также незамысловатые геометрические формы.

На этом кладбище находятся памятники жертвам Волынской резни, а также памятник 79 краковчанам, расстрелянным нацистами в районе Домбье. Большую часть кладбища занимают могилы воинов. Военных здесь начали хоронить еще в Первую мировую войну, для чего и было организовано кладбище. Церемонии продолжаются и по сей день: на Военном кладбище № 388 иногда можно увидеть траурные поезда из ста-двухсот человек — на данный момент (2019 г.) небольшой польский военный контингент участвует в афганской и иракской операциях.

Озеленение здесь еще более аккуратное: все деревья и кусты растут ровными рядами, газонная трава коротко подстрижена, а сами могилы особо не заросли: за ними четко следят работники кладбища.

Сальваторское кладбище

Первоначально основанное в 1865 году как приход, кладбище Сальватор расположено на аллее Джорджа Вашингтона в районе Сальватор, по пути к кургану Костюшко. Необычно для польского города название улицы было дано в 1932 году в честь 200-летия первого американского президента, и на самом деле оно было выбрано не случайно. Тадеуш Костюшко, генералиссимус Речи Посполитой, лидер польского восстания 1794 года, был национальным героем не только в Польше, но и в Соединенных Штатах, поскольку он участвовал в американской войне за независимость вместе с Джорджем Вашингтоном. Расположение этого кладбища делает его самым популярным среди туристов, но не в последнюю очередь, конечно же, среди его «жителей», а также в посвященных им изысканных памятниках.

Кладбище Сальваторе вообще известно как место упокоения всевозможных знаменитостей: в частности, сейчас здесь похоронен Анджей Вайда, а также известный писатель-фантаст Станислав Лем. Отчасти из-за этого для этого некрополя характерно большое разнообразие форм и тем надгробий. Другие достопримечательности кладбища Сальваторе включают Часовню Всех Святых, Часовню Святого Иосифа (построенную в 1888 году монахинями Норберт) и Памятник жертвам коммунизма.

Несмотря на точно такой же дизайн и такой же подход к озеленению, Сальваторское кладбище внешне заметно отличается от того же Раковицкого: здесь участки равномерно посаженных и подстриженных деревьев и кустарников чередуются с очень беспорядочно заросшими участками, где уже невозможно понять, где заботятся о своем благоустройстве.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий