История и смерть и посмертная судьба Кирилла и Мефодия

Смерть и посмертная судьба Кирилла и Мефодия Нужно знать

Братья Михаил и Константин родились в византийском городе Салоники (ныне Салоники, второй по величине город Греции), расположенном в Северной Македонии, в знатной семье военного. Отец Лев занимал высокое положение при фессалоникийском дворе и смог дать своим детям прекрасное для того времени образование. Мальчики рано потеряли отца — он умер, когда Кириллу было всего 14 лет, — но над ними взял покровительство могущественный чиновник и глава казны, великий Логет Теоктист. Его заступничество благотворно сказалось на дальнейшей судьбе мальчиков: Михаил поступил на военную службу, а затем дослужился до стратега в византийской провинции Славиния (провинция Македонии, где жили славяне), а Константин избрал духовную и научный путь для себя, будет учиться в Константинополе. Здесь его обучали ведущие ученые того времени, в том числе будущий патриарх Фотий I и Лев Математик. Добившись больших успехов в учебе, Константин вскоре был приглашен к императорскому двору в качестве одного из учителей 3-летнего императора Михаила, а в 860 г в составе хазарской дипломатической миссии отправлен в Хазарию проповедовать Христианство.

Славянские святые

В 862 году Константин и Михаил, принявшие имя Мефодий, прибыли в Константинополь. Они очень хорошо знали славянские наречия — жители Фессалоникийского города свободно владели как греческим языком, так и «солунским наречием», распространенным среди соседних восточнославянских племен, и потому мальчики владели им как своим. Михаил Мефодий оттачивал свое мастерство во время службы в Славянской губернии, а Константин, по свидетельству Жития, выучил, помимо еврейского и самаритянского, «русскую» письменность и язык, проповедуя в Корсуни. Именно это обстоятельство заставило императора обратить внимание на братьев, когда в Константинополь прибыли эмиссары великого моравского князя Ростислава, которые просили византийский престол прислать миссионеров. В 863 году монахи отправились в путь.

Во время службы в Великой Моравии Константин и Мефодий разработали особую азбуку для записи греческих текстов на славянском языке — глагол, который позже лег в основу кириллицы, используемой сегодня в русском языке. Текст Нового Завета и сборник песнопений первыми были переведены на славянский язык. Братья продолжали свое дело три года, а в 867 году были отозваны в Рим — римские жрецы считали, что для службы можно использовать только иврит, греческий и латынь, а употребление славянского языка есть не что иное, как ересь. Братьям удалось отстоять свою позицию. В 868 году по решению папы Адриана II было разрешено проводить богослужения на новом языке.

Поездка в Рим и кончина Кирилла

Братья прожили в Риме около двух лет. Несмотря на неоднозначное отношение к их работе, римское духовенство встретило братьев с большим уважением. Мефодий был рукоположен в архиепископа Моравского, а пятеро его сподвижников — святитель Горазд, Климент Охридский, Наум Преславский, святители Ангелиар и Савва — были рукоположены в священники. Судьба Константина сложилась иначе: по дороге в Рим он заболел тяжелой болезнью. Когда он почувствовал, что близится конец, он принял форму и новое имя — Кирилл. Вскоре он умер. Его тело было погребено в базилике Святого Климента в Риме.

Базилика Святого Климента и могила святого Кирилла

Место захоронения святого Кирилла в первую очередь указывается в Legenda Italica и Vita Constantini, согласно которым Адриан II хотел, чтобы монах был погребен в Сан-Клементе «справа от алтаря». Первоначально за гробницу Кирилла археологи приняли усыпальницу, расположенную в конце южной границы базилики. Сегодня стены этой усыпальницы украшают памятные доски со словами благодарности учителю на разных славянских языках: украинском, болгарском, сербском, греческом, хорватском и русском.

Однако позже вывод исследователей был подвергнут сомнению. В Legenda Italica и Vita Constantini описывается большой образ над местом захоронения просветителя, но на южной границе нет ни одного такого образа. Зато напротив предполагаемой гробницы Кирилла обнаружена фреска IX века «Сошествие Христа во ад», в углу которой находится изображение епископа. Вполне возможно, что под ним был похоронен просветитель, но убедиться в этом, не повредив уникальное итальянское произведение искусства, невозможно.

Последние годы и смерть Мефодия

После смерти брата Мефодий и его сподвижники вернулись в Великую Моравию. Он начал активную работу по распространению службы на славянском языке и славянской письменности. Однако вскоре политическая ситуация в стране изменилась. В 870 году, после поражения, нанесенного Моравии баварским королем Германии Людовиком II, Ростислава сменил на великоморавском престоле Святополк. В стране стало набирать силу латино-немецкое духовенство, выступавшее против распространения славянского богослужения. Несмотря на покровительство папы, Мефодий был арестован по обвинению в ереси и заключен в монастырь Рейхенау. Выбраться ему удалось только через три года, когда новый папа Иоанн VII лично обратил внимание на незаконное заточение архиепископа. В результате Мефодий был освобожден и восстановлен в сане, но ему было запрещено богослужение на славянском языке. В 879 году ему удалось получить папскую буллу, снявшую этот запрет.

К сожалению, борьба за славянское поклонение была далека от завершения. В 885 году Мефодий тяжело заболел и 6 апреля, через 16 лет после смерти брата, испустил дух. Его преемником был назначен святой Горазд Орхидский, но он не смог сохранить положение славянского языка в богослужении — вскоре после смерти Мефодия славянская письменность была запрещена в Моравии, а сподвижники архиепископа бежали в соседнюю Болгарию. Новым центром славянской азбуки стала Болгария, и вскоре оттуда она распространилась на страны Хорватии, Сербии и, наконец, Киевской Руси.

Потерянная могила святого Мефодия

Мефодий скончался в столице Великой Моравии и был похоронен в главном соборе города. Как сообщает «Жизнь», отпевание читали на трех языках — славянском, греческом и латинском. К сожалению, нельзя сказать, где похоронен просветитель, из-за того, что историки до сих пор расходятся во мнениях о том, какой город был столицей великого Моравского государства: по одной из версий, это был Велеград (современный город Старе Место на юго-востоке Чехии). Республика), по другой — Нитра на территории современной Словакии. Кроме того, многие великоморавские поселения и храмы были разрушены во время последовательных венгерских набегов, что еще больше усложнило работу исследователей, искавших могилу Мефодия.

Почитание святых Кирилла и Мефодия

Братья Кирилл и Мефодий почитаются как в православной, так и в римско-католической церквях: в русском православии их памяти посвящены 14 февраля и 6 апреля, а в католицизме — 14 февраля. Начало их церковного почитания относится, вероятно, к середине XIX века, когда имена святых стали символом самобытной культуры славянских народов. Достоверно известно, что день их памяти впервые отмечался 24 мая 1858 года в болгарском городе Пловдиве.

В 1863 году по решению Святейшего Синода праздник, посвященный братьям, стал отмечаться и в России. Выбор даты также пал на 24 мая по новому стилю, но причина такого решения не ясна. Сегодня эта дата является государственным праздником в России, Болгарии, Чехии, Словакии и Северной Македонии.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий