История одного Реквиема, что это?

Первоначально слово «реквием» («мир» на латыни) означало отпевание в католической церкви. Но начиная с XVII века, в период барокко, реквиемом стал называться целый жанр заунывной духовной музыки. Композиции этого жанра изначально были написаны для хора и заимствованы тексты из панихиды.

Со временем авторский (композиторский) реквием все чаще стал предназначаться для исполнения на концертах. Они были посвящены траурным событиям, навеяны личными трагедиями и написаны по специальному заказу. Реквием является частью музыкального наследия многих композиторов, но самый известный из них был написан Вольфгангом Амадеем Моцартом.

Личность Моцарта во все времена привлекала внимание музыковедов. Странная смерть гения сопровождалась чередой слухов об отравлении загадочным гостем в черном и незаконченном Реквиеме. Что из этого правда и кто на самом деле приложил руку к созданию последнего музыкального произведения знаменитого композитора, будет изложено ниже.

Таинственный гость в чёрном

В середине лета 1791 года Моцарта посетил неизвестный мужчина в черном и заказал написание Реквиема. В залог было выделено 50 (по другим данным — 100) дукатов. Впечатлительный характер Вольфганга позже воспринял приход незнакомца как визит Дьявола. Ведь после этого человек в доме композитора больше не появлялся. Известно, что Моцарт в бреду незадолго до смерти неоднократно упоминал, что странный гость был посланцем сатаны.

Кто именно был тайным заказчиком и почему его сопровождала такая секретность? По дошедшим до нас свидетельствам, Реквием был написан на смерть Анны фон Фламберг, скончавшейся в феврале того же года. Человек в черной одежде был предводителем графа Франца фон Вальзегга, жены погибшего. По договоренности авторство ярмарки должно было принадлежать графу, имевшему много денег, большие амбиции и страсть к музицированию. Точно так же, выдавая чужие сочинения за свои, фон Вальсегг сотрудничал с другими композиторами. Цель состояла в том, чтобы постоянно обновлять репертуар еженедельных музыкальных вечеров.

Работа Моцарта над Реквиемом

В юности Вольфганг написал около 20 месс для католической церкви. Однако на момент принятия заказа он уже более 10 лет не практиковался в сочинении подобных произведений. Музыковеды считают это главной причиной, из тех, что послужили препятствием для раннего написания Реквиема. Работая над Реквиемом, Моцарт обратил внимание на другие заказы — оперы «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта», концерт для кларнета для Штадлера. Лишь осенью композитор вернулся к панихиде и даже отказался принимать учеников, пока не закончит ее.

Работа настолько поглотила Моцарта, что от переутомления возникли осложнения со здоровьем. Чтобы избежать пагубных последствий, его жена Констанция даже выбрала партитуру для музыкального произведения. Тогда, по ее показаниям, Вольфганг жаловался на отравление.

Смерть от естественных причин или от яда?

До сих пор не утихают споры об обстоятельствах смерти великого композитора. Версия об отравлении основана на показаниях Констанс и его сына Карла, пережившего смерть отца в 7-летнем возрасте. Ребенок запечатлелся в памяти распухшим телом, источающим смрад. Согласно медицинскому заключению, у больного была диагностирована «острая просовая лихорадка», и по всем симптомам неминуемого летального исхода можно было предсказывать час за часом.

Причастен ли Сальери?

Легенда об отравлении Моцарта «легкой» рукой А. С. Пушкина обрела реальную форму. На долгие годы было опозорено имя другого итальянского и австрийского композитора Антонио Сальери. И это несмотря на то, что учениками придворного капельмейстера были Л ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. И скорее взрывной характер Моцарта, его переписка с отцом могут стать толчком для интриг против итальянца. Только суд в Милане в 1997 году полностью оправдал Сальери в многолетней клевете.

Посмертное завершение Реквиема

За тип Реквиема, с которым знакомо большинство людей, следует благодарить ученика Моцарта Франца Ксаверия Зюссмайера. Именно он завершил последнее музыкальное произведение знаменитого композитора. Поскольку задаток за мессу уже был внесен, а Констанция хотела получить остальные деньги, она обращалась ко многим композиторам с просьбой завершить Реквием.

Первоначально за аудит взялся Йозеф Эйблер. Он даже набросал свой вариант оркестровки, но позже отказался дописывать после Моцарта. Получив множество отказов, Констанс подошла к Зюссмайеру и дала ему много набросков своего мужа. Музыкальные критики отмечают посредственное творчество Франца Ксаверия. Он игнорировал торжественные аккорды духовых инструментов с унисонным откликом струнной группы. После экспозиционной части фуга обрывается, что свидетельствует о неумении ученика писать хоровые фуги. Даже юношеские церковные произведения Моцарта представляют больший интерес.

Таинственности Реквиему добавляет отсутствие в оркестре флейты, гобоя, валторны и кларнета. Их заменил бассетгорн, отражающий страсть композитора к масонству.

Современные реконструкции

Детальный анализ черновиков Реквиема и различие между другими редакциями вызвали различные дискуссии среди моцартоведов. Подборка частей, выполненная Зюссмайером, позволила воссоздать партитуру в том виде, в каком она осталась после самого Вольфганга. Конечно, выполнить работу мастера сложно, но Рихард Мондер попытался реконструировать погребальную мессу по-своему. По мнению критиков, эта версия более соответствует идее Моцарта, чем редакция Франца Ксаверия.

Использование Реквиема

Достоверно известно, что Иоганн Батист Штраус-младший исполнил Реквием Моцарта на похоронах своего отца. В качестве саундтрека использовалась музыка в фильмах:

  • Овод (1980, реж. Николай Мащенко);
  • «Амадей» (1984, реж. Милош Форман);
  • «Большой Лебовски» (1998, режиссеры братья Коэны);
  • «Люди Икс 2» (2003, реж. Брайан Сингер);
  • «Древо жизни» (2011, реж. Терренс Малик);
  • Росомаха: Бессмертный (2013, реж. Джеймс Мэнголд).
Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий