История похоронного дела в современной России: краткий эскурс

Чтобы понять, как похоронная индустрия в России приобрела свой нынешний вид, необходимо вспомнить, какими были похороны в конце Советского Союза и в годы перестройки.

Главный элемент похоронной инфраструктуры любой европейской страны – это, конечно же, кладбища. В Советском Союзе по понятным причинам все кладбища находились в государственной собственности и подчинялись местным органам власти, а эти органы, в свою очередь, не имели ни ресурсов, ни правовой базы, ни вообще мотивации для решения вопросов захоронения. Поэтому кладбища Советского Союза — особенно в первой половине ХХ века — были в полной разрухе: ни одно ведомство не хотело брать на себя заботу о могилах, поэтому кресты и памятники разбирали на стройматериалы, могилы заросли травой, а между ними стояли крестьяне, сажавшие картошку. Последнее подтверждается серией распоряжений центральных и местных властей о прекращении такого озеленения могил — и, поскольку это было очевидной проблемой в 1920-х годах, она осталась и в 1960-х годах.

Однако с переходом к рыночной экономике создавать частные кладбища не разрешалось, как не разрешено и по сей день. Однако есть важный нюанс: поскольку местные власти и при Советском Союзе, и сейчас не горят желанием заботиться о кладбищах, они зачастую «сдают» территорию кладбища в аренду частным компаниям, благодаря чему в современное время. Россия де-факто, хотя де-юре существовать не может. Еще одним важным элементом советского наследия является то, что при Советском Союзе учет и контроль за похоронами сначала вообще не велся, а в самом конце осуществлялся, но очень плохо. В результате на момент распада Советского Союза на территории функционировали тысячи стихийно образовавшихся официально несуществующих кладбищ, не отмеченных ни на одной карте. Такие кладбища продолжают функционировать и по сей день.

Большинство юридически существующих кладбищ, номинально находящихся в собственности муниципалитетов, не включены в кадастр и не существуют как юридические объекты — так что местным органам власти нельзя приказывать развивать эти объекты. Это, в свою очередь, возвращает нас к проблеме учета и контроля захоронений: по состоянию на 2019 год в России нет федерального органа или интернет-портала, которые могли бы сообщить гражданину, кто и где похоронен. А для создания такого ведомства худо-бедно нужно было бы вывести из тени тысячи незарегистрированных кладбищ.

Что касается альтернативных способов захоронения, то здесь нам не повезло с наследием: во времена СССР кремацию активно продвигали, но дальше лозунгов дело не пошло, потому что оказалось, что крематории строить сложно и очень дорого. Советское правительство быстро поняло, что не в состоянии обеспечить их всей огромной землей, и похоронило это предприятие. В результате на момент распада на весь Советский Союз насчитывалось всего 5 крематориев. Сегодня ситуация с такими захоронениями в России намного лучше: сейчас крематориев больше 20 и их число увеличивается, и все же по количеству кремаций наша страна все еще отстает от многих развитых стран.

Первые похоронные бюро в современной России

Когда в 1987 г было узаконено создание предприятий частного предпринимательства, почти сразу же появились предприятия, работающие в похоронной индустрии: мастерские по изготовлению и продаже ритуальных товаров, похоронные бюро и т д. После появления они стали эксплуатировать систему ремесленного производства сложившееся еще в советские годы: в отсутствие развитой промышленности по производству и распространению ритуальных товаров и услуг многие десятилетия люди занимались этим полуподпольно: кто-то делал гробы дома, кто-то с молчаливого согласия коллег и начальство использовало ресурсы и инструменты предприятия, на котором он работал, для сварки металлических заборов и памятников. Эта сеть ремесленных производителей стала основой модели развивающегося рынка.

Однако частным предпринимателям и тогда, и сейчас разрешалось только торговать погребальными изделиями и организовывать ритуалы и церемонии, а такие ключевые объекты, как кладбища, крематории и морги, оставались в руках государства. Справедливости ради отметим, что создание частных моргов и крематориев в России все еще возможно, но с серьезными ограничениями и большими бюрократическими трудностями. В результате в Российской Федерации есть два частных крематория, а частные морги ограничиваются проведением вскрытий и судебно-медицинских экспертиз — так что фактически большинство моргов типа «телохранилища» являются частными”.

Юридические проблемы

При переходе от плановой экономики к рыночной многие аспекты законодательства остались без основательного переосмысления: в ряде случаев, если что-то как-то работало, законодатель не торопился это исправлять. Так же и при переходе похоронной индустрии на новое русло слишком много элементов было унаследовано от советской системы хозрасчетных похоронных бюро, которые никогда не предназначались для функционирования в качестве самостоятельных и самостоятельных агентов экономики. Из-за множества белых пятен в законодательстве многие вопросы в сфере похорон остаются юридически неурегулированными. Правительство разрабатывает новый закон о похоронном деле, призванный решить существующие проблемы, но работа над ним ведется уже много лет и до сих пор не завершена.

Во многих регионах юридические проблемы привели к созданию широких сетей неформальных связей между участниками похоронного процесса, которые становились посредниками друг для друга. Так, например, работники моргов в России оказывают дополнительно оплачиваемые ритуальные услуги, такие как омовение и украшение тела перед выдачей его родственникам. Некоторые похоронные бюро имеют своих «агентов» в рядах врачей и полиции, которые позволяют узнавать о смерти людей и сразу связываться с родственниками. Хотя многие из этих неформальных связей не являются незаконными по российскому законодательству, во-первых, они явно проблематичны с моральной точки зрения, а во-вторых, они явно не соответствуют мировому опыту: в Европе или США подобная практика была бы уголовное преступление.

Правовая неустроенность в похоронном бизнесе проявляется еще и в том, что в России до сих пор нет федерального органа, который бы осуществлял надзор за похоронной деятельностью. Также нет особых требований для открытия частного похоронного бюро, не требуются специальные лицензии или специальное образование. В результате, открытие, скажем, кофейни сопровождается множеством проверок и согласований, открытие похоронного бюро не требует ни того, ни другого, и открыть его может абсолютно любой. В Москве эту проблему частично решили за счет введения статуса городской специализированной службы по похоронным делам.

В некоторых городах страны, например в Санкт-Петербурге и Москве, ситуация улучшается благодаря местному законодательству, но в большинстве регионов похоронное дело остается неразвитым и по сей день. Несмотря на работу отдельных компаний, таких как «Ритуал.ру», и местных властей по совершенствованию ритуальной сферы, проблемы на национальном уровне будут оставаться до тех пор, пока в законодательстве есть «слепые пятна».

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий