Смерть всегда была великим уравнителем, неизбежно приходя к бедным, богатым, честным, лживым, красивым и уродливым, старым и молодым. Одной из известных аллегорий Средневековья был так называемый «Пляска смерти», назидательный образ людей из разных сословий, которых в непрерывном танце ведут в могилу ухмыляющиеся скелеты.
Но такое уравнивание в правах и королей, и нищих, хотя бы оно и было христиански правильным, на практике оказалось не вполне убедительным. Тело царя умерло так же, как и тело простого смертного, но законы требовали относиться к нему совсем иначе. Погребение королей древности стало масштабным, красочным мероприятием, а, например, захоронение правителей Англии до наших дней сохранило некоторые черты Средневековья.
Два тела
В чем дело? Почему мертвый король отличался от мертвого простолюдина? Потому что, как считалось еще в Средние века, царь, в отличие от своих подданных, имел два тела: божественное и земное. Оба следует уважать.
В 1957 году немецкий историк Эрнст Канторович предположил и обосновал в своих работах, что каждый европейский монарх в силу божественной природы его власти, по мнению других, имел две сущности. Первый: Царь, божественное тело, в определенном смысле слова бессмертный, являющийся краеугольным камнем династического дерева и носителем божественного права на власть. А другой: царь (с маленькой буквы), человек большого положения, но такой же, как и все, который родился, жил, состарился и умер.
Именно потому, что следует уделять должное внимание божественной сущности, а не только земным остаткам, царей хоронили совершенно иначе, чем их подданных. И именно по этой причине убийство королей, которые, разумеется, умирали, как и все остальные люди, считалось несравненно большим грехом, чем убийство кого бы то ни было еще.
На сегодняшний день, конечно, мало кто буквально разделяет концепцию двух тел среди монархов. Однако, чтобы понять всю церемонию царских похорон, подчас сохранившуюся в неизменном виде со времен Средневековья, необходимо всегда иметь ее в виду. И даже изменения, вносимые из века в век в погребальный обряд в связи с изменениями в технике, представлениях или моде, всегда учитывали особый статус монарха. История королевских похорон в Англии в этом смысле наиболее интересна — один из старейших институтов монархической власти в Европе сейчас утратил реальную политическую силу, но всю эстетику королевской власти и королевского статуса он пронес в XXI век из очень древние времена.
Монаршие смерти
Короли Англии, как и их подданные, умирали по-разному. Например, Эдуарду Пятому было всего 15 лет, когда он умер, а Эдуарду Первому — 68. Из тринадцати английских королей с начала XIII до начала XVI века только двое (Генрих III и Эдуард III) умирали в царских резиденциях от старости и болезней — позднее это случалось гораздо чаще.
Иоанн, Эдуард I, Генрих V и Ричард III отправлялись на тот свет во время военных походов, хотя только Ричард III погиб непосредственно на поле боя. Эдуард II, Ричард II, Генрих VI и Эдуард V погибли (или даже исчезли загадочным образом) при сомнительных обстоятельствах.
Следует иметь в виду: большое значение имело, умер ли король, имел ли он власть или был свергнут. Во-первых, свергнутые короли обычно долго не жили, потому что их существование подрывало легитимность действующего правителя. Поэтому они стремились избавиться от них, тем или иным способом — не забывая, однако, что убийство того, кому Бог дал власть, есть страшный грех, а затем пытались искупить свою вину пышностью похорон. Во-вторых, у правителей всегда было много врагов, которые могли дать о себе знать, в том числе и при смерти монарха, которые хотели интриговать против погребения по правильному обряду, чтобы навредить если не телу, то хотя бы душе покойный король. Короче говоря, неудивительно, что королевские смерти, а также последовавшие за ними похороны в Англии были делом сложным и разнообразным.
«Хорошая смерть»
Главной задачей любого английского монарха в век смерти была забота и о душе, и о королевстве. Генрих III, например, не только раскаялся в своих грехах, но и отдал соответствующие распоряжения сохранить престол за своим сыном Эдуардом I, который в то время еще не вернулся из крестовых походов. Все английские монархи, кроме Ричарда III, павшего в бою, перед смертью успели исповедоваться, и поэтому их смерть считалась «хорошей», по христианским воззрениям.
Достойное погребение людей, умерших такой смертью, в любом случае было благородным делом, а титул царя еще больше повышал почитание тела умершего правителя. Например, издевательство над уже упомянутым Ричардом III после его смерти вызвало всеобщее осуждение. И для современников, и для потомков было чрезвычайно важно, как новый царь обращался с земными останками своего предшественника.
Протокол королевских похорон
В Средние века ритуалы прощания с королевским телом основывались на специальном труде под названием «De Exequiis Regalibus» («О королевских похоронах») из более крупного манускрипта под названием Liber Regalis, в котором подробно описывались действия, необходимые для коронации императора король, король и королева одновременно или только одна королева, а также на похоронах в августе;
Согласно этому тексту, похороны короля в Англии издревле начинались с демонстрации народу тела умершего правителя. Умершего монарха клали в гроб в царских одеждах, в короне, со скипетром, державой и, при необходимости, мечом.
Как известно, в Средние века отсутствие видимого разложения после смерти считалось признаком святости. И наоборот, быстро прогрессирующие процессы тления означали, что умерший вел очень скверную жизнь. Так как показывать умершего монарха большому количеству подданных требовалось много времени, то для сохранения внешнего вида случившегося и репутации умершего встал вопрос о сохранении тела, то есть о бальзамировании вперед
Как побеждали тлен
В De Exequiis Regalibus даются общие указания о том, что следует делать с телом, чтобы сохранить его: «Сначала омойте тело горячей или теплой водой, затем наполните его бальзамом и специями и заверните в вощеную ткань так, чтобы лицо и борода видна. Оберните каждый палец руки, включая большой, отдельно и удалите мозг и внутренности».
|
|
Анри де Мондевиль, личный врач французского короля Филиппа Красивого, составил довольно подробный рецепт сохранения царских останков: «Разрежьте тело от груди до половых органов мужчины и сделайте два надреза от надгрудинной ямки в стороны женщины. Забрать все внутрь и обильно посыпать все внутренние поверхности этой смесью: мирра, битумная смола, алоэ, специи и травы для предотвращения гниения, а также добавить смесь для уменьшения неприятных запахов, в том числе розы, фиалки, камфоры, сандала и мускуса чтобы было столько же, сколько и остальных вместе взятых. Заполните всю полость приятно пахнущими травами, чтобы не осталось пустоты, и зашейте разрез».
Позднее другой французский врач, Амбруаз Паре, значительно усовершенствовал процесс, учитывая тот факт, что царское тело лежало в открытом гробу, окруженное не только множеством зажженных свечей, но и толпами людей. Что, естественно, повышало температуру в помещении и ускоряло неизбежное разложение. Паре предложил многоэтапный процесс. Сначала тело (после удаления внутренностей) надлежало обильно смочить смесью спирта, крепкого уксуса, настоек горькой полыни, горького яблока и квасцов. Затем желудок должен был быть наполнен смесью из 26 ароматных трав и специй, включая корицу, базилик и лаванду.
Наибольшую трудность представляло лицо умершего, которое должно было оставаться видимым. Паре рекомендовал обмазывать его смесью скипидара, розового масла и экстракта ромашки, что, впрочем, не всегда спасало его от следов разложения на видимых частях тела.
Важным был и другой момент: хотя подготовкой трупов к погребению, как и другой работой, связанной с падалью, обычно занимались представители низших слоев общества, допускать к царскому телу простых людей никто не осмеливался. Историки сходятся во мнении, что омовением трупа занимался какой-то епископ, желательно духовник царя, тогда как бальзамированием непосредственно занимался личный врач знаменитого усопшего.
Место последнего упокоения
Теоретически любой английский король мог выбрать место для захоронения еще при жизни. Действительно, большинство следовали установленным традициям и нашли свое последнее пристанище либо в Вестминстерском аббатстве, либо в часовне Святого Георгия в Виндзорском замке.
Самым обширным королевским некрополем в Англии остается, конечно же, Вестминстерское аббатство. Первый король, который был похоронен в нем, который, кстати, перестроил его, — это Эдуард Исповедник. Однако следующего английского короля в Вестминстерском аббатстве похоронили только через двести лет, потому что после смерти вышеупомянутого Эдуарда Исповедника вторгся Вильгельм Завоеватель, после чего королевские дворы Англии и Франции были весьма перемешаны. Но позже Вестминстерское аббатство стало пристанищем для многих десятков королей и королев. А поскольку в Вестминстерском аббатстве на протяжении многих веков короновались английские правители, это, пожалуй, одно из самых святых мест для монархов в Британии.
Второй по величине некрополь английских и британских королей — часовня Святого Георгия в Виндзорском замке. Как Эдуард Исповедник, начавший строительство Вестминстерского аббатства, стал первым королем, почившим в нем, так и Эдуард IV, начавший радикальное расширение и перестройку часовни Святого Георгия в Виндзоре, был также первым монархом, похороненным в нем. Количество захоронений в Виндзорском замке меньше, но это место стало более частым и используется в последнее время. Например, известно, что нынешняя королева Англии Елизавета II уже захотела быть похороненной в часовне Святого Георгия в Виндзорском замке рядом с отцом. Там же будет похоронен ее муж, принц Филипп, герцог Эдинбургский.
Почти все правители Англии и Великобритании последних столетий покоятся в этих двух местах. Одним из немногих исключений из общего правила была королева Виктория, которая хотела лечь рядом со своим мужем, принцем Альбертом, в королевском мавзолее во Фрогморе.
Правители смешанных земель
После успешного вторжения Вильгельма Завоевателя в Англию сложилась странная историческая ситуация: короли, сидящие на английском престоле, одновременно правили значительной частью Франции. Поэтому некоторые из них, особенно из династии Плантагенетов, находятся не на той стороне Ла-Манша. Например, сам Вильгельм похоронен в аббатстве Святого Стефана в Кане, Франция. Но его сын Руфус, убитый на охоте на территории современного Хэмпшира, покоится в Винчестерском соборе в старой английской столице.
Основатель династии Плантагенетов, английский король Генрих II, а также его супруга Элеонора Аквитания покоятся во французском монастыре Фонтевро. Их сын Ричард I, также известный как Ричард Львиное Сердце, также был похоронен там, хотя его могила не сохранилась.
Интриги и беспокойства даже после смерти
После Ричарда почти всех английских королей хоронили исключительно на территории их родины. Однако умерших при сомнительных обстоятельствах (это завуалированная формула, по которой историки понимают, что они, скорее всего, были убиты) хоронили иногда быстро и вдали от столицы.
Первым в этом списке стоит Иоанн Безземельный, который, впрочем, только умер от дизентерии, но вверг страну в гражданскую войну, потерял владения во Франции, вынужден был подчиниться мятежным баронам и подписать Великую хартию вольностей (Magna Carta), что ограничивало королевскую власть. В связи с этим неудивительно, что его останки решили спрятать подальше и похоронить в Вустерском соборе.
Отец и сын Эдуарда II, тоже Эдварды, но первый и третий, были с почестями похоронены в Вестминстере. При этом сам Эдуард II был не только низложен, но и убит. Похоронен в Глостерском соборе.
Генрих IV был похоронен по его собственному желанию в Кентерберийском соборе, рядом с останками английского мученика Томаса Бекета. Считается, что таким образом он хотел искупить свою вину за свержение и убийство своего предшественника и родственника Ричарда II.
Пожалуй, больше всего не повезло Ричарду III. Несколько столетий он лежал под тем, что впоследствии стало автостоянкой, так как был похоронен после битвы при Босворте в поле, и только в этом столетии был похоронен, как и подобает королю, в соборе.
|
|