Как на Руси хоронили тех, кого нельзя похоронить на кладбище

Где и как на Руси хоронили тех, кого нельзя похоронить на кладбище Нужно знать

Традиции православных захоронений предполагают, что самоубийцы, нехристиане и даже некрещеные умершие не могут быть погребены на территории кладбища. Считается, что тела иноверцев и страшных грешников, которые сразу после смерти попадут в ад, не должны лежать рядом с православными верующими. В народе бытовало очень сильное поверье, что усопшие, не погребенные на кладбище с храмом, пополнят ряды нечистой силы, а после смерти превратятся в беспокойных и опасных духов.

Но даже захоронения таких людей, лишенных права находиться в земле кладбищ, подчинялись определенным правилам. По большей части эти правила не были придуманы Православной Церковью — отказываясь хоронить усопших на своей земле, Церковь вычеркивала их захоронения из-под своей юрисдикции, а священники лишь следили за тем, чтобы никто не надругался над усопшими и пресекали возможную колдовскую ритуалы. Но непосредственная посмертная судьба тел этих умерших не определялась православной традицией погребения, а потому могла быть самой разной, в зависимости от того, к какой категории людей относился умерший.

Иноверцы

Наиболее простой в большинстве случаев была ситуация с захоронением представителей другой веры. Во-первых, такие люди — обычно мусульмане, католики или протестанты — сами стремились встретить смерть в кругу религиозных братьев, которых переселяли в те места, где находились их конфессиональные кладбища. Во-вторых, даже тело умершего обычно пытались перевезти в те места, где его погребение было бы достойно оставлено. Дело в том, что на протяжении большей части своей истории Россия, несмотря на господствующее положение Русской православной церкви, была страной нескольких религий — в Поволжье и на юге было много мусульман, в западной части страны — не православные христиане, а в Сибири даже буддисты. Невозможно точно сказать, в какой момент на территории нашей страны появилось первое кладбище другой религии, но достоверно известно, что под немецким кварталом были могильники XVI века, а некоторые исламские кладбища еще старше. Если человек иноверческого вероисповедания умирал вдали от своих близких, он мог полагаться только на безымянную могилу, ничем не отмеченную — запрещалось ставить крест на могиле иноверца и др способы увековечения памяти долгое время считались языческими и не практиковались.

Преступники, самоубийцы и безбожники

Эти категории людей относились к «отверженным» умершим. Одним своим присутствием на общем кладбище они могли оскорбить память предков и потревожить души достойных умерших. Таких людей обычно просто хоронили где-нибудь в поле, лесу или болоте, вдали от человеческого жилья, и старались сделать место захоронения незаметным для посторонних глаз. Во многих местностях существовало даже поверье: если кто-то достойно похоронит самоубийцу или преступника, вся деревня и окрестные страны могут оказаться в большой беде — поэтому известны случаи наказания родственников казненных преступников, тайно присматривавших за такими могилами. Патриарх Адриан в своих указах прямо предписывал самоубийц и разбойников выводить с большой дороги в лес — на растерзание хищникам и птицам.

В конкретных случаях при погребении людей этой категории большую роль могли играть суеверия и обряды еще языческих времен: например, самоубийц и утопленников иногда хоронили на перекрестках, чтобы люди могли пройти мимо них со всех сторон, или клали бревна где-нибудь в чаще, так как думали, что земля их не примет. Таких умерших называли «пешками», то есть буквально клали бревна — это считалось мерой посмертного возмездия, хотя и не было одобрено православной церковью. Магия обращения с трупами таких умерших не заканчивалась их захоронением — иногда их могли выкопать из могил, если была чума (чума, холера) или страшный голод, так как считалось, что именно они уносят отомстить живым.

Лицедеи, скоморохи или умершие «наглой» смертью

Если человека убили в лесу разбойники или он умер при невыясненных обстоятельствах где-то по дороге, на улице, а не дома, его также нельзя было хоронить на коммунальном кладбище. Преждевременная, насильственная или несколько подозрительная смерть считалась наказанием за тяжкие грехи. Ее называли «грубой» и воспринимали как проклятие, которое нельзя ассоциировать с другими людьми, находящимися рядом. Умерших от актерской профессии на Руси тоже не особо жаловали после смерти. Считалось, что шут или артист перевоплощается в другого человека и тем самым заигрывает с нечистью. Такого грешника нельзя было поставить рядом с честными христианами. Но в то же время могилы таких людей, даже если они находились на окраине, могли быть сделаны по традиции, иметь крест, и за ними не возбранялось ухаживать. Таких умерших часто хоронили по полному православному обряду, хотя они и сожалели, что не могут лечь среди священников.

Нищие, бездомные и безвестные люди

Если о покойном ничего нельзя было сказать наверняка, у него не было родственников, имущества и даже его вера была неизвестна, то его тело, скорее всего, было отправлено в общую могилу. Такие могилы назывались божедомками, скудельницами или жалкими домиками, и они имелись почти во всех достаточно крупных населенных пунктах, вдали от общего кладбища представляли собой огромные ямы, огороженные кольями и небольшим забором, куда тела просто сбрасывали в гору без соблюдение любого ритуала. Кроме того, молитвенные дома играли роль своеобразных моргов: останки умерших здесь для большей сохранности засыпали льдом, сюда могли прийти родственники пропавших без вести, чтобы найти своих близких. Божедомки были двух видов: временные и постоянные. Первые устраивались на случай чумы или других массовых смертей. В этом случае место захоронения после засыпки просто засыпали землей. В убогом доме, устроенном на постоянной основе, тела сохранялись до весны. Совсем иной была и другая социальная роль крестниц — сюда приносили новорожденных, убитых матерями, сюда же, к сторожу, могли приводить матерей нежеланных младенцев. После этого бездетные пары забирали отсюда детей, по традиции называя их Богданами.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий