Кароси – смерть от переработки

Нужно знать

Самоубийства из-за невыносимых условий труда или сердечных приступов на рабочем месте унесли жизни многих молодых сотрудников в Японии. Количество таких случаев пропорционально количеству жертв дорожно-транспортных происшествий. Ведомство, отвечающее за статистику смертности, бьет тревогу в связи с усилением этой тенденции. Родственники пострадавших предъявляют существенные претензии к компаниям в связи с потерей иждивенца. Но никакие деньги не вернут им дорогого человека. Да и выплаты производятся менее чем в половине случаев: юристы ссылаются на нарушения рабочего графика самим работником.

Историческая справка

Самым первым случаем кароси считается смерть сотрудницы газетной компании в 1969 г. Однако уже в 1910-20 гг были зафиксированы массовые самоубийства работниц на шелковопрядильной фабрике у озера Сува. Невыносимые условия труда и безвыходное положение не давали им другого выхода. Руководство компании не нашло другого выхода, как оградить озеро колючей проволокой, чтобы пресечь попытки утопления.

В конце 1900-х смертность от сверхурочной работы росла с каждым годом. Число смертей в 21 веке измеряется тысячами. Правительство пытается решить эту проблему на законодательном уровне. Однако администрация многих компаний считает, что конституция должна оставаться за корпоративными воротами.

С чего всё начиналось?

Страна восходящего солнца долгое время удерживала лидерство по производству промышленных товаров на душу населения. Это увеличение производительности стало следствием санкций, наложенных на Японию после Второй мировой войны. Трудолюбие возводилось в культ и активно поощрялось. Устроившись на работу в 20 лет, сразу после окончания учебы человек мог рассчитывать на 40 лет непрерывной работы на одном месте и своевременный выход на пенсию. Он заплатил за это своим свободным временем. Люди соглашались работать сверх положенного, а взамен получали гарантию безбедного существования до старости.

Это условие стало выгодным для владельцев бизнеса. Меньшее количество людей может производить больше товаров или услуг. Количество людей в японской автомобильной компании «Тойота» составляет чуть более 90 тысяч, а в американской «Дженерал Моторс» — более 700 тысяч. Такая экономия на заработной плате и содержании рабочих мест обеспечивает значительный доход.

Социальный контекст

Зависимость простых людей от крупных корпораций воспитала культуру лояльности к компании и спровоцировала ужесточение мер против криминальных сотрудников. Под угрозу увольнения, как под дамоклов меч, идут все сотрудники компании, вне зависимости от звания. Чтобы не быть выброшенными на улицу, люди подписывают трудовые договоры, в которых юридически соглашаются на сверхурочную работу. Вместо положенных 40 часов в неделю человек фактически проводит на рабочем месте в 1,5 раза больше времени.

уходить домой в строго определенное время считается недопустимым. Более того, работник, покинувший должность раньше начальника, осуждается и подвергается остракизму. В то же время руководитель вполне может сидеть в своем кабинете и читать новости просто из-за отсутствия семьи. Также следует приходить не точно в оговоренное время, а на полчаса раньше. Это показывает лояльность к своему работодателю и готовность отложить все в сторону во имя дела.

Реальное положение вещей

Личная жизнь и свободное время вне работы сведены к минимуму. Жены видят своих мужей только поздно ночью, а дети еще реже видят их по выходным. Распространенным стало такое явление, как инемури — сон в транспорте или за столом во время перерыва на работе. Иногда, чтобы не тратить драгоценные часы на поездки в метро, ​​люди ночуют прямо в офисе или в отелях рядом с компанией.

Такой образ жизни не мог не сказаться на общем восприятии себя в обществе. Даже если у него будет выходной, измученный рабочий способен только на глубокий сон или размышления о рабочих проблемах. Среднестатистический японец просто не знает, чем заняться в свободное время. Период бездействия становится для него чем-то из ряда вон выходящим. Потребность в работе стала навязчивой и переросла в зависимость. Нерабочие часы стали отнимать не только время на личную жизнь, но и на сон, еду и прочие нужды. Именно трудоголики вдохновили на изобретение вермишели быстрого приготовления, которую можно приготовить на пару и съесть, не покидая рабочего места.

В то же время концерны уже не гарантируют своим сотрудникам занятость до старости. Практика массового найма молодых рабочих из школы приводит к высокой конкуренции. Люди среднего возраста с многолетним стажем и достаточно высокой зарплатой рискуют быть уволенными. Последние вынуждены соглашаться на более низкую заработную плату за свою работу. Знания и навыки обесцениваются. Проповедуется принцип: «Успех — это 5% таланта и 95% усердия».

Отличительные черты кароси

Как отличить кароши от других причин, провоцирующих смерть? Действительно ли работник умер на работе из-за того, что работал в нерабочее время, или его подвело больное сердце? К основным признакам смерти от лечения относятся:

Массовый характер. Если позади машины обнаружено одно тело, это несчастный случай. Если за год из окон офисов выпало около десятка белых воротничков, это тревожный сигнал.

Самоубийство. Стресс, моральное истощение, физическая усталость приводят к негативным психологическим последствиям. Человек не видит другого выхода, кроме как покончить с собой.

Издевательства со стороны начальства. Необходимость соответствовать высоким стандартам, постоянные придирки со стороны руководства, унижения, травля и другие негативные факторы дестабилизируют рабочую обстановку.

Юный возраст. В группе риска люди 20-40 лет. Они стремятся многого добиться и поэтому остаются в неведении об ограниченности человеческих возможностей.

Женщины. Подавляющее большинство смертей приходится на представительниц прекрасного пола.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий