Копченые мумии Ангу, история артефакта

Нужно знать

Когда мы говорим о мумиях, то логично думаем в первую очередь о Древнем Египте, ведь именно о древнеегипетских забальзамированных мумиях нам с детства рассказывала и школа, и поп-культура. Однако мумификация мертвых отнюдь не является уникальной практикой Древнего Египта. Многие народы на каком-то этапе своего развития тоже делали мумии из своих умерших — иногда другими способами и по другим причинам, чем египтяне. Одним из таких людей является племя ангу, проживающее в Новой Гвинее. Важно понимать, что для региона Океании в целом и Новой Гвинеи в частности характерно большое разнообразие этносов и религий, веками живущих бок о бок, но при этом сохраняющих свою культурную самобытность. Особенностью культурной самобытности ангу до определенного момента их истории была мумификация умерших посредством курения.

Начало ХХ века

Первооткрывателем племени ангу (собственное имя которого Кукакука) был британец Чарльз Хиггинсон. Пробыв некоторое время среди этих людей, Хиггинсон в 1907 году написал книгу, в которой дал ценные сведения, но при этом, как выяснили позднейшие исследователи, многое приукрасил (например, кровожадность и воинственность Ангуса) и кое-что, наверное, так и выяснил. Каким-то образом он первым засвидетельствовал, что ангу не хоронят мертвых под землей, а вместо этого мумифицируют их следующим образом: сначала труп сушат над огнем, чтобы испарить из него лишнюю влагу, которая в противном случае быстро привела бы к гниению тела (египтяне добивались обезвоживания тела с помощью солей и специй). Затем разрезают кожу покойника и вставляют в нее бамбуковые палочки, с помощью которых телу придают определенное определенное положение, которое необходимо сохранять в дальнейшем. После этого тело сохло в течение месяца и более, а когда оно высыхало, его раскрашивали охрой или красной глиной и относили на горный утес, где помещали в компанию таких же умерших. Так, недалеко от поселений ангу находятся города мертвых, где «живут» их предки и наблюдают за потомками с холма. В таком виде знания о необычайных погребальных обрядах Ангу дошли до нас со слов Хиггинсона.

Середина ХХ века

Книга Хиггинсона, как и планировалось, привлекла интерес других исследователей, которые, прибыв в Новую Гвинею после Второй мировой войны, обнаружили, что их товарищи-первопроходцы, сознательно или нет, допустили ряд неточностей. В частности, они не нашли подтверждения его словам о том, что Ангу якобы собирает влагу, стекающую с высыхающих мумий, затем втирает ее в кожу «для получения силы покойника» или для использования в кулинарных целях — это, видимо, было либо фантазией Хиггинсона , либо результат недопонимания при общении с местными жителями и обсуждении тех или иных ритуалов. Так или иначе, Хиггинсон оказался правдив в главном: города мертвых действительно существовали, хотя в 1940-е годы они были в значительной степени заброшены — если Ангу когда-то совершал к ним паломничества, то уже давно прекратились. Причина этого была проста: со времен Хиггинсона христианские миссионеры посетили многие местные племена и успешно крестили некоторых из них, в том числе ангу, заставив их отказаться от многих своих древних традиций, включая мумификацию. Долгое время считалось, что города мертвых не пополнялись с 1949 года и никогда не пополнятся. Однако местные власти всегда осознавали историческую и туристическую ценность этих некрополей и поэтому позаботились о том, чтобы они были максимально сохранены.

Города мертвых Ангу сегодня

Сегодня одним из самых доступных некрополей для туристов и исследователей является некрополь Ангу у села Ангепенга. Чтобы туда попасть, требуется немалая решимость, которая есть не у каждого туриста. Типичным примером этого считается местный город мертвых. Когда-то их было великое множество в этой местности, но сегодня пути большинства из них просто забыты. Так или иначе, некрополь Ангепенги позволяет сделать хоть какие-то выводы об устройстве типичного города мертвых Ангу. Мертвые здесь сидят на бамбуковых платформах в различных позах, имитирующих естественные при жизни, а некоторые свернувшись в специальных больших корзинах. Сообщается, что мумии из различных некрополей время от времени вывозят в близлежащие деревни для реставрации. Есть все основания полагать, что через несколько лет эти памятники самобытной культуры ангу будут потеряны: достаточно мощного шторма, чтобы вызвать оползень, и все мумии будут уничтожены — ведь их некрополи, как правило, размещаются просто на склоне горы, без ограждений, стен и без каких-либо конструкций для укрепления склона и предотвращения его обрушения. Что немаловажно, из-за удаленности некрополей от цивилизации рядом с ними никто не живет и никто их не охраняет, а значит, теоретически любой некрополь может быть в любой момент разрушен единственным нерадивым туристом или хулиганом, захотевшим скандала слава. При этом следует учитывать, что сегодня в Интернете можно найти несколько компаний, предлагающих экскурсии в некрополи Ангу. Цены варьируются от 3000-4000 долларов США на человека (однако они включают проживание, транспорт по острову и т.д.).

Основная проблема современных исследователей, работающих с племенами этого региона, заключается в том, что установить исторические корни обычая мумификации ангу и этапы развития этой практики уже не представляется возможным. Некоторые информанты утверждают, что практика мумификации зародилась в начале 20 века. Другие утверждают, что он существует с незапамятных времен. Одни говорят, что тела умерших не сушили над огнем, как описывал Хиггинсон, а солили — как в Древнем Египте, другие утверждают, что Хиггинсон был прав. Также до сих пор точно неясно, где и как сушили покойников: есть свидетельства, что это делалось над обычным огнем, но есть свидетельства, свидетельствующие о существовании особых «духовных домов», специализированных именно для выкуривания тел умерших.

Каким-то образом по состоянию на 2019 год журналистам и исследователям удалось узнать несколько ранее неизвестных фактов о мумификации у народа ангу. Во-первых, он все равно существует, даже если производится вдали от посторонних глаз и ушей. Во-вторых, во время церемонии из будущей мумии извлекаются внутренние органы — так же, как это делалось в Древнем Египте. В-третьих, в течение всего процесса мастера-мумификаторы должны оставаться рядом с телом и не допускать попадания его органов или жидкостей на землю — считается, что это может отравить и осквернить его. И, наконец, самый интересный факт о мумификации заключается в том, что самое главное в процессе подготовки тела Ангу — сохранить его лицо. Согласно древним верованиям Ангу, ночью духи умерших покидают свои тела и отправляются бродить по окрестностям, возвращаясь днем. Но чтобы вернуться, они должны узнать тело в лицо. Поэтому, если лицо повреждено, дух будет обречен вечно скитаться по свету.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий