Славянские боги дошли до наших дней в совершенно иных образах.
Славяне верили в возрождение души. После смерти, по поверью, души умерших уходили из мира Яви в Навь (Преисподнюю), где правил Кощей Бессмертный. Мост Калинова вел в Навь, охраняемую трехглавым змеем, где обыкновенно происходили сражения между силами добра и силами зла, пытавшимися попасть из преисподней в мир людей.
Души могут перерождаться как в людях, так и в животных, а также оставаться в загробной жизни. Считалось, что души умерших родственников возвращались благодаря рождению внуков и правнуков. Поэтому, если род прерывается, у душ нет иного выбора, кроме как переродиться в растение или животное.
Ключевыми персонажами, связанными со смертью, были колдун Кощей и богиня Морана (Мара, Морена). Богиня Карна отвечала за возрождение душ, а Желя — за оплакивание умерших.
Морана
Морана прежде всего богиня смерти, зимы, ночи. По поверью, зимой она властвовала над миром живых. Ее имя созвучно с такими словами, как «чума», «темная», «дура». Согласно поверьям, богиня была стройной, красивой и бледной девушкой с черными волосами.
Она изображена с серпом. По легенде, она любила плести и плела нити человеческих судеб. Она перерезала нить серпом и покончила с собой. Морана не считалась темной богиней, ведь смерть приносила возрождение, как весна следует за зимой.
Сестрами Мораны были богиня жизни Жива и богиня весны Леля. Согласно легенде, Морана некоторое время была замужем за Кощеем Бессмертным, а также дружила с волшебницей Ягой.
Славяне верили, что по земле ходят слуги Мораны, злые духи болезней — мары. Под окнами домов эти духи нашептывали имена домочадцев, и того, кто отвечал, ждала смерть.
|
|
У богини не было собственного святилища, его создавали на тот случай, если богиню нужно было призвать, чтобы положить конец войне или болезни. После церемонии идола Мораны сжигали или топили.
Морана чествовали 1 марта, в День Нави. Затем родственники умерших приносили к курганам сделанные своими руками продукты и предметы быта, а также совершали погребальные обряды. До наших дней дошла Морана в образе Масленицы – именно ее образ сжигают в конце зимы, чтобы приветствовать приход весны. К этому дню относится поговорка «Ярило (бог весны и солнца) поднял зиму на вилах».
Кощей
Образ Кощея дошел до современности благодаря сказкам, где он предстает исключительно как злой персонаж. Кощей изображался костлявым стариком, уводившим к себе во дворец молодых и красивых девушек.
Славяне верили, что Кощей — господин Нави, и все существа, живущие в подземном царстве, полностью подчинены ему. Ему также приписывали мудрость и превосходное владение мечом. Доспехи Кощея, говорил сам Морана.
По одной из версий, Кощей был сыном Чернобога — воплощением всего разрушительного и злого в этом мире. По другой версии, Кощей был Чернобогом. Чернобог – противоположность Белобога, между ними идет постоянное противостояние. Эти два начала можно сравнить с тьмой и светом, инь и янь.
Несмотря на свое прозвище, Кощей по-прежнему смертельно опасен. Только смерть его была глубоко спрятана: заключалась она, как мы знаем из детских сказок, в игле, которая была в спрятанном в утке яйце, а та в зайце, запертом в железном сундуке под дубом на остров в океане.
Карна и Желя
Дочери Морана и Кощей были покровительницами умерших и утешительницами родственников усопших. Обе богини сопровождают души в загробной жизни и к ним призываются родственники умерших во время панихиды. Считалось, что если воин умирал вдали от родных, то именно эти богини первыми оплакивали его.
Если Карна был воплощением человеческой судьбы, то и Желя была судьбой. Карна помогал людям исполнять свое предназначение, определяемое их судьбой. Считается, что Карна — богиня возрождения и цикличности мира: именно она решает, где и когда переродится душа.
|
|