Погибшие космонавты: в память о героях космоса. Их истории

12 апреля планета отмечает День космонавтики – праздник, посвященный дате первого полета Юрия Гагарина в космос на корабле «Восток-1». Но что «празднует» этот замечательный праздник?

Прежде всего, мы приветствуем подвиг, открывший новую эру человеческой цивилизации. Действительно, в этот день человечество, доселе прикованное к земле гравитацией и биологией, совершило нечто особенное и чудесное, бросив вызов всем ограничениям природы.

И последнее, но не менее важное: 12 апреля также является праздником национальной гордости. Ведь человек, совершивший этот подвиг, был гражданином Союза, простым парнем из смоленской глубинки — Юрием Гагариным. Но День космонавтики — это еще и памятник человечеству и его героям, живым и мертвым.

Опасности космоса

«Космос — последний рубеж», как говорил известный персонаж культового фэнтезийного сериала. Бескрайние просторы космоса — это предел человеческой мысли и честолюбия, который бросит на штурм только тот, кто обладает самым сильным любопытством, отвагой, настойчивостью и честолюбием.

Космические реалии суровы: из-за астрономической сложности систем доставки и жизнеобеспечения, используемых в космонавтике, каждый полет связан с риском, которого невозможно полностью избежать. Человеческий разум способен многое просчитать, но не в силах все охватить, и в космосе кажущаяся мелочь или пустяк могут привести к смерти. Сегодня, в День космонавтики, мы будем вспоминать героев человечества, отдавших свои жизни на алтарь освоения космоса.

Погибшие космонавты СССР

Комаров Владимир Михайлович скончался 24 апреля 1967 года. Инженер-полковник Владимир Комаров — космонавт-испытатель, пилотировавший новые советские космические корабли «Восход-1» и «Союз-1», ставшие первыми многоместными кораблями в истории космонавтики. Первый полет Комарова на «Восходе-1» (12-13 октября 1964 г.) сам по себе характеризовал и командира, и экипаж как героев — ведь космонавты летали без скафандров и катапультных систем, которые не были установлены на корабле из-за острая нехватка места.

Второй полет, последний для Комарова, оказался неудачным. Из-за неисправности солнечных батарей «Союз-1» получил приказ пойти на посадку, ставшую фатальной для экипажа. На последних этапах спуска произошла авария: сначала не сработал основной парашют, а затем и запасной, стропы которого запутались из-за сильного вращения спускаемого аппарата. На огромной скорости корабль врезался в землю — экипаж корабля погиб мгновенно. Героизму Комарова, как и других погибших космонавтов, посвящены памятная доска и фигура «Падший космонавт», оставленные в борозде Хэдли в Апеннинах на Луне экипажем космического корабля «Аполлон-15».

Гибель корабля «Союз-11» 30 июня 1971 года. Георгий Добровольский и его экипаж (В. Пацаев и В. Волков) прошли подготовку в качестве дублеров команды Алексея Леонова, первого человека, совершившего выход в открытый космос. Но за несколько дней до старта «Союза-11» медкомиссия отказала бортинженеру Леонова Валерию Кубасову. Судьба распорядилась так, что экипаж Добровольского полетел. 7 июня 1971 года «Союз-11» состыковался с орбитальной станцией «Салют-11» и приступил к расконсервации.

Не все шло гладко: воздух был очень задымлен, а на 11-й день вообще был пожар, поистине страшное дело в космосе. Но в целом задача самолета была выполнена и экипаж смог провести целый комплекс научных наблюдений и исследований даже в столь сложных условиях. За два дня до трагедии при расстыковке индикатор не горел, что свидетельствовало о неплотном закрытии крышки люка. Визуальный осмотр неисправностей не выявил, а Центр управления полетами допустил неисправность датчика. Во время посадки 30 июня 1971 г на высоте 150 км корабль разгерметизировался. Несмотря на то, что автоматическая посадка прошла в штатном режиме, весь экипаж погиб от декомпрессионной болезни.

Катастрофа «Челленджера» 28 января 1986 года

«Челленджер» — многоразовый американский космический шаттл, второй в серии из пяти построенных кораблей. На момент катастрофы у него было девять успешных полетов. Катастрофа стала для США настоящей национальной трагедией: запуск с мыса Канаверал в прямом эфире показали по телевидению. Его сопровождали копии ораторов о том, что будущее космонавтики связано с программой космических челноков.

Через пятьдесят секунд после пуска один из ускорителей «Челленджера» начал подавать признаки боковой струи: из-за неисправности топливо прожгло дыру в днище конструкции). Затем, к ужасу миллионов зрителей в Америке и во всем мире, на 73-й секунде полета «Челленджер» превратился в пылающее облако обломков — нарушение аэродинамической симметрии в считанные мгновения буквально разнесло планер шаттла, разрывается на части сопротивлением воздуха.

К трагедии добавило и исследование, показавшее, что по крайней мере несколько членов экипажа выжили при разрушении планера, поскольку располагались в самой прочной части шаттла — в кабине. Однако у выживших в катастрофе шансов спастись не было: обломки шаттла, включая кабину, ударились о водную поверхность на скорости ~350 км/ч, а ускорение в пиках составило 200 g (т.е в 200 раз больше земного притяжения). Весь экипаж космического корабля погиб. Опрос, проведенный через некоторое время после катастрофы, показал, что катастрофа «Челленджера» стала третьим по величине национальным потрясением для Америки в 20 веке, наряду со смертью Ф. Рузвельта и убийством Дж. Кеннеди.

Катастрофа шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 года

На момент своей трагической гибели во время 28-го полета «Колумбия» была настоящим «стариком»-первооткрывателем: это был самый первый космический шаттл в серии, списанный весной 1975 года тепловая защита нижней части левого крыла. Из-за эксплуатационных ошибок и технологических просчетов во время первоначальных перегрузок от кислородного баллона оторвался кусок изоляции. Кусок обломков попал в нижнюю часть планера, что в конечном итоге подписало Колумбии смертный приговор. Когда «Колумбия» после успешного шестнадцатидневного полета вошла в плотные слои атмосферы, это повреждение привело к перегреву пневмоблоков шасси и взрыву, разрушившему крыло шаттла. Все семь членов экипажа погибли практически мгновенно. Трагедия в Колумбии сыграла важную роль в отказе НАСА от проекта многоразового космического корабля «Спейс шаттл.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий