Марийцы — финно-угорский народ, полностью проживающий на территории России, преимущественно в Республике Марий Эл, а также в других районах Поволжья. Мари иногда романтично называют «последними язычниками Европы». Этот народ действительно сохранил многие языческие традиции и верования. По крайней мере, до середины ХХ века в ней стояли непрерывные ряды картинжских попов, хотя советская власть боролась с ними очень жестоко и в итоге победила. Но как Мари видела смерть и похороны?
Какие бывают марийцы?
Надо сказать, что марийцы вообще очень разные. Самая большая группа — энгмари, несколько меньшая — фьельмари. Кроме того, существуют еще так называемые северо-западные и восточные, или татарские, марийцы, хотя эти группы чаще объединяются с двумя более крупными. Кроме того, очень сложно оценить верность марийцев своей традиционной религии. Представители этого народа много веков жили под властью России и все это время старались стать христианами. Причем обращение шло как «сверху» за счет целенаправленных миссионерских походов и законов, так и «снизу», через смешанные браки и связи между отдельными селами.
В результате многие марийцы смешивают традиционные обычаи своего народа с православными обрядами, причем это делают и те, кто формально идентифицирует себя как язычники, и те, кто считает себя христианами или атеистами. Наконец, в 1990-е годы возникла проблема, связанная с распространением реконструкции древнемарийской религии, авторы которой что-то выдумывали, а что-то заимствовали из реально сохранившихся верований, что еще больше усложняло картину.
Традиционные похороны
Мариен считала, что смерть наступает после того, как дух азырена «перерезает» человеку горло. Это имя пришло к марийцам от мусульманских народов Поволжья, веривших в ангела смерти Азраила (или Газраила у татар). Сразу после смерти рядом с усопшим ставили стакан с водой, так как считалось, что умершую душу нужно «омыть» — этот обычай кое-где сохранился до наших дней. Затем покойника обмывали, а также одевали в траурный костюм, который по традиции старались сделать максимально полным, включая обувь и головной убор. Теперь лишние предметы одежды зачастую просто складываются в сундук. Продолжительность похорон варьировалась – где-то покойного провожали в последний путь прямо в день смерти, а где-то оставляли в доме на одну, а то и на две ночи.
Умерших хоронили в земле, на кладбищах, мало чем отличавшихся от русских, хотя и имевших ряд функций. Во-первых, «настоящие» язычники ставили на могилу не крест, а столб. Во-вторых, как и другие финно-угорские народы, марийцы часто хоронили умерших не прямо, а на боку в позе эмбриона. Интересно, что иногда археологические раскопки находят смешанные могилы — с крестом наверху, но с лежащим на боку человеком внутри. Это работает как хорошая метафора для смешения разных традиций.
|
|
Наконец, как и многие люди по всему миру, Мари старалась положить в гроб покойника полезные вещи. Помимо одежды, в них были зарыты инструменты, необходимые для его ремесла, личные вещи и украшения. Надо признать, что поскольку марийцы на протяжении всей истории жили достаточно бедно, у них не было «погребальных налогов», как это было у некоторых викингов.
Погребальные ящики и керемети
Помимо таких регулярных захоронений, фольклористы в экспедициях иногда слышат рассказы о «погребальных ящиках». Якобы героев марийского народа, таких как Ош Пандаш, марийского князя 15 века и величайшего деятеля в собственном марийском государстве, хоронили не в земле, а в деревянных ящиках, подвешенных на деревьях, в священных рощах Среди кереметов, служивших языческими марийскими храмами, действительно можно увидеть ящики на деревьях, которые, по мнению местных жителей, являются местами захоронения.
Правда, тонкость заключается в том, что эти ящики обычно не больше обувной коробки, и непонятно, как туда помещается труп, а то и просто скелет. Да и сама Мариэна часто не уверена в цели. В любом случае, захоронение в ящиках сейчас неизвестная практика, хотя отголоски еще живут в культуре.
Но важное место в посмертной судьбе все же занимают керемцы. Марийцы, особенно язычники, придавали большое значение культу предков. Многие до сих пор верят, что мертвые люди после смерти превращаются в птиц, которые присматривают за потомками, а также охраняют керем вместе с легендарным богатырем Кугуэном. Например, в селах Нижегородской области до сих пор можно увидеть керем, за которым ухаживает дух последнего воза этого края, погибшего в советские годы.
По этой причине марийцы оставляют еду в священных рощах, например развешивают блины на деревьях, а также устраивают «общие трапезы» с предками, как дополнение к пришедшему от русских 40-дневному поминальному циклу. При этом, в отличие от русских похоронных традиций, покойнику не оставляют свою тарелку. Но марианцы считают, что они обязаны съесть абсолютно всю принесенную ими в рощу пищу, так как они едят и за себя, и за умерших, а если останутся какие-то остатки, то предки улетят голодными со встречи. Правда, вопреки предположениям некоторых исследователей, нам известны свидетельства прямого захоронения в Керемце, не считая все тех же ящиков. А вот археологические раскопки в священных рощах проводились редко.
Из-за идеи превращения мёртвых в птиц Мари вообще относится к телам и человеческой стороне мёртвых с некоторым пренебрежением. У них нет особо пышных похорон и поминок, и нет представления о том, что умершие посещают собственные дома — с точки зрения марийцев-язычников их умершие родственники «живут в лесу». Лес вообще занимал огромное место в культуре марийцев, отчего у русских возникли представления о них как о народе чародеях. Среди самих марийцев даже есть поговорка, которую можно перевести как «Мари охраняет лес, Бог защищает Мари», и духи предков в образе птиц иллюстрируют ее как нельзя лучше.
|
|