Похороны в допетровской России: в чем были особенности?

Нужно знать

Очевидно, что смерть и погребение, наряду с религиозно-мистическим, всегда имели и другую, чисто практическую сторону: «Что теперь делать с телом?» Понятно, что тысячу лет назад не могло быть похоронных бюро. Тем не менее, вопросы из разряда «Где хоронить?», «Как доставить туда тело?», «Во что нужно завернуть или одеть?», «Кто это будет делать?» и «Сколько все это будет стоить?» конечно, всегда был перед людьми. Как они решались в древности?

Языческие времена

Чем больше мы погружаемся в прошлое, тем больше религиозных, мистических и магических идей естественным образом вступают в игру в процессе похорон. Многие знают, что науке очень мало известно о славянском язычестве: до нас дошло слишком мало источников, чтобы мы могли составить адекватную картину религиозной жизни древних славян. Возможно, нам уже не суждено узнать, как именно выглядел их погребальный ритуал (все, что мы знаем о нем, это то, что язычники устраивали пир перед погребением, и труп чаще всего сжигали), но археологические находки дают некоторую информацию о захоронения. Так что мы точно знаем, что на территории европейской части России — в том числе и там, где сейчас Москва — людей закапывали в кучи или сжигали. Если их хоронили в могилах, рядом с умершим клали предметы, которые отправятся с ним в загробный мир: как и многие другие, древние славяне считали, что загробный мир вообще очень похож на наш. Умерший, оказавшись там, будет делать почти то же, что и здесь, а значит, ему могут понадобиться драгоценности, деньги, керамическая посуда и горшок с углем для разведения очага. Такие захоронения проводились до 13 века, когда христианство окончательно вытеснило языческие верования на территории, которая в будущем станет Россией.

Раннехристианский период

В целом раннехристианские захоронения на Руси мало чем отличались от других европейских: церковь предоставляла территорию для погребения и совершала отпевание над умирающим (исповедь), а затем и над телом усопшего, а ответственность за все несла крестьянская община еще. Смерть в любой семье была общим делом для всей общины: кто-то делал гроб (любой человек, обученный работе с деревом), кто-то брал на себя роль «костюма» (приводил труп в порядок, обмывал и одевал его), некоторые копали могилу, некоторые несли гроб, а некоторые играли роль плакальщиц и плакальщиц. Примечательно, что провожающие и провожающие действовали не импровизировано, а получили определенный репертуар, передававшийся из поколения в поколение: песни, причитания, причитания.

Кладбища функционировали точно так же, как и во всех других христианских странах Европы в то время: площади для них на кладбище были небольшими, в одну и ту же могилу год за годом и слой за слоем складывали все новые и новые тела, как старые разложился. В то же время, конечно, на этих кладбищах отсутствовала четкая структура и «генеральный план»: захоронения производились хаотично, и за ними потом никто не ухаживал — это не считалось важным. Примечательно и то, что почти ни при каких обстоятельствах умершие не перезахоранивались. Конечно, средневековый человек, несомненно, уносил с собой в могилу социальную иерархию земного мира: например, мальчиков и священнослужителей чаще хоронили под церковью или как можно ближе — общая тенденция для всех христианских стран время — тогда беднякам давали место на окраине усадьбы.

Раннее Новое время

Чем ближе наше время, тем больше информации мы имеем в своем распоряжении и тем лучше представляем себе погребальные обычаи наших предков. В те времена на Руси еще не существовало приходских метрических книг, то есть не было формальной и централизованной регистрации рождений и смертей людей. Большая часть сведений о захоронениях в XV-XVII веках поступает из завещаний умерших и очерков иностранных путешественников. Историкам удается разжиться завещаниями благодаря сочетанию двух счастливых обстоятельств:

  1. Человек не умер внезапно, а, например, от продолжительной болезни, и в ожидании наступления смерти у него было достаточно времени и сил для составления завещания.
  2. Согласно завещанию покойного, часть его имущества была причитается местной церкви, благодаря чему у церкви была мотивация сохранять это завещание на долгие годы.

Вот сколько документов из этих веков дошло до наших дней. О чем писали умирающие в своих завещаниях? Помимо очевидного, они также часто оставляли пожелания на собственное захоронение. Некоторые указывали, на каком кладбище хотят быть похороненными. Другие оставили подробные инструкции о том, что должно быть написано на надгробии. Более богатые могли дать инструкции о том, насколько большой и из чего должен быть сделан их склеп. Роль духовенства в этом процессе примечательна. Во-первых, рассчитывали, что приход может рассчитывать на пожертвование по результатам завещания, а во-вторых, сами священники часто подписывали завещания усопшего, что обычно объяснялось тяжестью болезни, в связи с тем, что человек больше не мог прочитать или подписать документ. В этих случаях, как свидетельствуют источники, им верили и проверяли волю.

Иногда в завещания вкрадывались рассуждения умирающих о смерти и жизни после нее — большинство из них, конечно, просто повторяли стандартные формулы христианской веры, вспоминали о Троице, справедливости суда Божия и т д. При этом время появились и формулировки, в которых прослеживается отголосок языческих времен: в нескольких завещаниях люди апеллируют в одной фразе к Богу Отцу и вдруг «святой матери-земле, из которой мы сотворены» — что явно не имеет ничего общего с христианством.

Храмы на кладбищах

Уникальные особенности похорон на Руси

Что происходило с телом сразу после смерти, зависело от времени года. Вообще умерших старались хоронить как можно раньше, желательно в тот же день. Это относилось в равной степени и к крестьянам, и к дворянству, и даже к царской семье. Однако лет пять-четыре назад орудия были развиты значительно хуже, что усложняло захоронение:

6-7 месяцев в году в большинстве регионов копать снег, лед и мерзлую землю было просто невозможно. В данном случае это был так называемый «Дом Божий». Божьим домом было то, что сегодня мы назвали бы моргом, — особое помещение, куда на зиму складывали все трупы и хранили там до тех пор, пока они не оттаяли.

Если говорить о самом процессе погребения, то источники расходятся, когда речь идет о погребальных одеждах: в одних текстах можно найти упоминания о белых льняных одеждах, в других пишут, что умершего хоронили в обычной прижизненной одежде, третьи утверждают, что покойнику надевали новую пару обуви – чтобы ему было легче доставить вас на Небеса. Но гораздо любопытнее выглядел другой предмет, часто помещаемый в гроб, — ​​так называемый «Райский паспорт». За определенную сумму жрецы выписывали и давали в руки усопшему документ, в котором в тексте говорилось, что усопший жил праведно, получил прощение грехов и должен быть беспрепятственно допущен к вратам небесным — в конце или в в начале ставилась подпись священника, принявшего исповедь.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий