Похороны в Древнем Египте: как проводились

Нужно знать

Трудно найти погребальные традиции, которые будут связаны с таким количеством мифов и традиций, которые связаны с захоронениями древних египтян. Величественные пирамиды и древние гробницы, мумификация и «книга мертвых» издавна вызывают интерес у людей.

За долгие тысячелетия истории Древнего Египта сильно менялись погребальные обычаи живших там народов. Преемственность традиций тем не менее сохранилась, и, несмотря на различия в нюансах, мы можем описать «усредненный» образ древнеегипетского захоронения.

Похоронные ритуалы отражали веру в вечную жизнь

Церемонии и ритуалы древнеегипетских похорон находились под влиянием религиозных представлений о загробной жизни. Считалось, что каждого жителя Египта ждет «вечность». Эта вечная загробная жизнь мало походила на наши представления о рае. После смерти и суда бога Осириса умершие отправлялись на Камышские поля (Поля Иалу), которые были идеализированным отражением жизни умершего египтянина.

Считается, что подобные представления о загробной жизни сложились в Египте еще в 4000 г до н.э.. Вера в «вечность» просуществовала до 30 г до н.э и успела повлиять на погребальные обряды и представления многих народов о жизни после смерти.

Скорбь и траур в Древнем Египте

Траур в Древнем Египте был драматическим: скорбящие родственники, обмазавшись грязью, маршировали по городу, рвя на себе волосы, бья себя в грудь и громко оплакивая свою утрату. Так они выместили свое горе и сообщили соседям о случившейся смерти. В отличие от древних греков, египтяне не пытались ограничивать такие проявления горя.

Мумификация – главная ритуальная услуга в Древнем Египте

После завершения похоронной процессии тело было отправлено на мумификацию. Эта процедура стала практиковаться в Египте с середины 4 тысячелетия до н.э.Египетское понимание души предполагало, что для вечной жизни после смерти необходимо сохранить тело умершего.

Семья умершего обратилась к профессиональным бальзамировщикам, которые во многом были «ритуальными агентами» в Древнем Египте. Первым бальзамировщиком, согласно египетским мифам, был бог Анубис, один из защитников подземного мира. Именно его прикосновение превращает умершего в «возрождение», которое должно отправиться в мир мертвых.

Традиционно бальзамировщики предлагали три варианта мумификации и захоронения, которые отличались сложностью предстоящей работы и ценой.

Цена определялась рядом факторов:

  • из какого материала будет сделан гроб покойного;
  • сложность резьбы, нанесенной на гроб или саркофаг;
  • сложность процедуры мумификации;
  • комплекс похоронных обрядов.

Соли для мумификации

Основным ингредиентом мумификации была окись натрия, которую египтяне называли «божественной солью». Оксид натрия встречается в природе и жители Древнего Египта добывали его в основном во впадине Вади-Натрун недалеко от Каира. Это вещество отлично высыхает и расщепляет жир, что делает его пригодным для мумификации. Однако в более бюджетных захоронениях использовалась и простая соль.

Три вида погребения

В самом дорогом типе погребения из тела усопшего извлекались все внутренние органы, за исключением сердца, которое считалось вместилищем души и потому наделялось сакральным статусом. Затем полости тела омывались и заполнялись благовониями, а разрезы на теле зашивались. После этого тело помещали в оксид натрия строго на семьдесят дней. По истечении этого срока тела умерших снова омывали, после чего заворачивали в нарезанную на полоски льняную ткань (те самые «бинты», в которые заворачивают мумии). В таком виде тело умершего передавалось семье усопшего, которая помещала его в деревянный гроб. Гроб обычно принимал вид человеческой фигуры.

Второй тип погребения, более экономичный, требовал меньшего внимания к телу умершего. Внутренности из тела усопшего не вынимали, а только засыпали благовониями. Он оставался те же семьдесят дней в окиси натрия, и в результате от умершего остались только кожа и кости. После этой процедуры останки умершего были возвращены родственникам.

Самый дешевый способ заключался в том, чтобы просто обмыть и положить умершего в соль.

«Вчерашний лён» — погребальное одеяние бедняков

Даже самые бедные египтяне совершали похоронные обряды, так как считали, что если усопшего не похоронить должным образом, его душа вернется, чтобы мучить живых родственников. Поскольку мумификация была очень дорогой процедурой, бедные египтяне отдавали свои изношенные предметы бальзамировщикам для перевязок. Так как бедняки не могли позволить себе новое белье, они заворачивали тела своих родственников во «вчерашнее белье».

Со временем эту фразу стали применять ко всем умершим. Его часто использовали профессиональные плакальщики на похоронах, обращаясь к умершему. Льняные повязки также назывались «кудри Нефтиды» в честь богини, связанной со смертью и загробной жизнью.

Ритуал «Отверзение уст»

Начиная со времен Древнего царства перед помещением умершего в могилу проводилась церемония открывания рта. Эта церемония еще раз подчеркнула важность физического тела умершего в приведении души к вечной жизни. Священник читал ритуальные заклинания, касался лезвием ножа рта умершего (чтобы он мог есть, пить и дышать), а также ног и рук, чтобы он мог ходить вокруг могилы. После завершения погребения и запечатывания гробницы читались молитвы, которые помогали умершему отправиться в загробный мир.

Гробницы и пирамиды – кладбища Древнего Египта

Первоначально гробницы Древнего Египта были могилами в земле, но затем превратились в прямоугольные мастабы. Мастаба представляла собой усеченную пирамиду с прямоугольным основанием, сложенную из сырцового кирпича и покрытую каменной кладкой. Со временем мастабы были заменены ступенчатыми пирамидами, а их заменили гладкими «настоящими пирамидами».

Назначение таких могил заключалось в защите тела усопшего, которое было связано с его душой, от воров, злоумышленников и непогоды. Саркофаги также создавались с целью практической и символической защиты тела умершего. Так линия иероглифов, протянувшаяся вдоль продольной части саркофага, должна была служить «костяком» усопшего и придавать умершему силы.

Ушебти – слуги в загробном мире

Богатство гробницы во многом зависело от материального благополучия усопшего. Умершего старались отправить в последний путь в роскоши, в окружении подарков и предметов культа. Среди предметов культа, которые египтяне помещали в гробницу, были фигурки ушабти.

В течение жизни египтянин должен часть своего времени посвящать общественным работам. Жители Древнего Египта считали, что так и нужно жить в загробной жизни. Поэтому ушебти хоронили вместе с усопшим, который должен был заменить усопшего, если тот был призван на общественные работы. Количество ушебти обычно колебалось от нескольких десятков до нескольких сотен. Даже бедняки пытались хоронить умерших вместе с такими фигурками, так что сейчас ушебти являются одними из самых частых находок при раскопках могил.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий