Похороны Владимира Высоцкого, история и подробности

Нужно знать

Владимир Семёнович Высоцкий, наверное, до сих пор хорошо известен всем поколениям россиян как выдающийся певец, поэт и актёр. Он прославился в 1960-х и 1970-х годах — сначала как исполнитель театральных ролей, а затем как автор песен, а из-за советской цензуры долгое время не мог легально исполнять собственные композиции и распространять их — известность как певец приобрел благодаря распространение магнитофонных записей его произведений. Как театральный актер Владимир Высоцкий запомнился советскому зрителю Гамлетом в одноименной пьесе Шекспира, Лопахиным (в чеховском «Вишневом саде») и Свидригайловым (в спектакле по роману Достоевского «Преступление и наказание»). С 1959 года Высоцкий также снимался в кино: наиболее известными работами с его участием стали фильмы «Интервенция», «Плохой хороший человек» и сериал «Место встречи изменить нельзя», в котором он исполнил роль Глеба Жеглова. На протяжении почти всей своей карьеры Высоцкий был постоянным объектом правительственной кампании по дискредитации его как автора песен, которая закончилась только с началом перестройки.

Смерть

Конец жизни Высоцкого был омрачен алкогольной и наркотической зависимостью, возникшей из-за стресса на работе. Они пошатнули здоровье поэта, и уже в 1980 году его самочувствие внушало серьезные опасения как его близким, так и ему самому. Летом 1980 года Высоцкий предпринял попытку избавиться от пагубной привычки и несколько недель находился под наблюдением врачей, при этом планировал временно переехать жить за город, но этот план так и не был реализован: в ночь на 25-го у него во сне остановилось сердце. Врачи диагностировали сердечный приступ как причину смерти; родственники отказались проводить вскрытие, так как считали, что причины смерти Высоцкого очевидны. Тем не менее, это их решение позже вызвало в обществе выдумку ряда конспирологических теорий, согласно которым Высоцкого убили: по одним версиям, спецслужбами, по другим — его собственными друзьями и родственниками. Однако все эти версии следует рассматривать как досужие домыслы.

Прощание

Утром 25 июля у семьи погибшего возникло несколько важных вопросов. Во-первых, нужно было решить, где будут проходить похороны. Во-вторых, необходимо было оповестить общественность — что было очень сложно в условиях преследования поэта властями. В конце концов с помощью Иосифа Кобзона обе проблемы были решены: ему удалось добиться от Моссовета разрешения похоронить поэта на Ваганьковском кладбище (первоначальная идея заключалась в том, чтобы похоронить Высоцкого на Новодевичьем, но администрация кладбища отказала семья), а также оказали немалую помощь в получении похоронного инвентаря, заказав на заводе элитный гроб № 6 — такими обычно пользовались только представители власти. Кобзон также способствовал тому, что о смерти Высоцкого написали советские СМИ: в газетах «Вечерняя Москва» и «Советская культура» появились некрологи — в итоге только эти два издания во всем Советском Союзе публиковали сообщения о смерти великого поэта.

Тело Высоцкого было выставлено на всеобщее обозрение в Театре на Таганке. Четыре дня вокруг театра круглосуточно стояли сотни людей, неся цветы, свечи и другую ритуальную атрибутику. Валерий Янклович и Валерий Нисанов раздавали фотопортреты с автографами Высоцкого всем, кто пришел проститься с поэтом.

По официальным данным, за эти четыре дня Высоцкого посетило более ста тысяч человек, а очередь на вход в театр на Таганке в некоторых точках достигала девяти километров. В то время в Москве проходили Летние Олимпийские игры, но почти все силы полиции, не участвовавшие в охране международного спортивного мероприятия, были отправлены в театр на эти четыре дня. Впрочем, громких нарушений спокойствия не было: толпа в основном была тихой и цивилизованной. В эти дни проститься с Высоцким пришли многие его коллеги в области театрального и музыкального творчества, а известно, что работники МХТ, «Современника», Театра на Малой Бронной и Вахтанговского театра, а также многие другие, пришли на прощание организованно, целыми колоннами.

Зарубежная пресса, в отличие от советской, в эти дни активно писала о смерти Высоцкого: большая часть материалов на эту тему вышла во Франции и Польше, а ряд публикаций появился в СМИ Великобритании, США и Канады.

Траурная процессия

Траурную процессию, двигавшуюся от Театра на Таганке в сторону Ваганьково, наблюдали десятки тысяч поклонников творчества Высоцкого. Люди бросали цветы под колеса машин кортежа, в результате вскоре вся дорога была усеяна ими — чуть позже толпа посылала проклятия водителям поливочных машин, которые пытались расчистить дорогу для цветов. Фото- и видеосъемка похоронной процессии велась в основном представителями зарубежных СМИ, а также любителями: советские СМИ, ссылаясь на полную занятость в освещении Олимпийских игр, полностью проигнорировали событие.

Похороны

По распространенной версии, Иосиф Кобзон предлагал работникам Ваганьковского кладбища взятку за право похоронить там Высоцкого, но они отказались от денег. Правда это или нет, но ответственные за это решение люди впоследствии были уволены: советская власть не могла простить им захоронения «свободомыслящего» в престижном месте.

От театра на Таганке к Ваганьковскому кладбищу вскоре потянулся поток провожающих, которых кладбище просто не могло вместить, из-за чего публика начала лазить по деревьям, заборам и заборам окрестных захоронений. На могилу Высоцкого было возложено столько цветов, что их потом пришлось вывозить с кладбища несколькими грузовиками.

Гражданскую панихиду открыл выступлением режиссер Юрий Любимов, также на ней выступили Валерий Золотухин, Григорий Чухрай, Никита Михалков и многие другие видные деятели искусства и культуры. Поминки по Высоцкому прошли в его квартире на Малой Грузинской улице — присутствовали только родственники и сподвижники.

Вдова Высоцкого настояла на том, чтобы надгробие поэта было необработанным природным камнем, и по ее просьбе один из друзей Высоцкого, золотопромышленник Вадим Туманов, добыл в Казахстане шеститонную глыбу троктолита. Однако родителям Высоцкого эта идея не понравилась, и в итоге они настояли на реалистичной скульптуре: им хотелось, чтобы сын выглядел на памятнике «как живой». В 1982 году коллеги Высоцкого по Театру на Таганке провели закрытый конкурс на проект надгробия для могилы поэта. В итоге вдове Высоцкого понравился проект, предложенный Давидом Боровским, а родителям Высоцкого — проект Рукавишникова. После долгого согласования проект Рукавишникова был окончательно утвержден, и в 1985 году памятник был установлен. Впоследствии скульптуры, посвященные Высоцкому, появились во многих городах СССР, а также за рубежом: известно, что ему установлены памятники в Подгорице, Выршце и Чикаго.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий