Цивилизация ацтеков процветала на территории современной Мексики в 14-16 веках. Их столица, Теночтитлан (сегодня Мехико), была в 1500 году самым густонаселенным городом в мире. Хотя Империя ацтеков была разрушена испанскими конкистадорами и колонизаторами, этот индейский народ сохранился до наших дней, и сегодня его численность достигает 1,5 млн человек. Ацтеки вошли в историю как одна из самых причудливых индейских культур, поразив европейцев богатством мифологии и ужаснув миссионеров своим культом смерти.
Ацтеки считали смерть важным этапом в жизненном цикле. Когда он умирал, душа человека возвращалась из мира живых в загробный мир, а когда он рождался, человек покидал мир духов. Так что для ацтеков смерть рассматривалась как начало и конец. Такие верования породили сложные практики и верования, связанные со смертью.
Жертвоприношения – основа ацтекской религии
Одной из наиболее характерных черт религии ацтеков является жертвоприношение, в первую очередь человеческое. Хотя такие жуткие ритуалы не уникальны для древних ацтеков, этот народ характеризовался их ошеломляющими масштабами. Оценки могут различаться, но в среднем историки называют тысячи убитых каждый год. Постоянные жертвы заставляли Империю ацтеков регулярно вести войны с соседями для захвата пленных.
Ацтеки приносили своим богам человеческие жертвы и верили, что они поддерживают равновесие мира, дают богам слуг и воинов, кормят солнце. В мифе о творении ацтеков боги жертвовали собой, чтобы поддержать своего слабого двойника, который, в свою очередь, отдал свою жизнь, чтобы возродиться солнцем. Однако этой первоначальной жертвы было недостаточно: божества также просили ацтеков постоянно совершать человеческие жертвоприношения, чтобы поддерживать движение солнца и компенсировать небожителям их жертвы.
Четыре пути для умерших
В отличие от многих других культур, ацтеки считали, что загробная жизнь человека определяется не тем, как он жил, а тем, как он умер. Поскольку жертвоприношения играли важную роль в культуре ацтеков, особым почетом пользовались воины и ритуальные жертвоприношения. Платой за это была нестабильная и короткая жизнь и мучительная смерть. В зависимости от обстоятельств его смерти ацтек должен был отправиться на один из концов света.
Воины, погибшие в бою или принесенные в жертву, могли отправиться навстречу солнцу в ацтекский «рай» на востоке или присоединиться к богу войны Уицилопочтли в его вечной битве с тьмой. Считалось, что смерть в бою или на алтаре пополняет армию Уицилопочтли и отдаляет конец света на 52 года.
Женщины, умершие при родах, считались храбрыми и благородными, как и погибшие воины. Они отправились в небо на западе, где встретили солнце на закате.
Люди, умершие страшной смертью (этой считалась смерть от молнии, утопления, некоторых болезней или особо жестокой смерти), отправлялись в Тлалокан, рай бога дождя Тлалока, расположенный на тринадцати небесах.
|
|
Ацтеки верили, что их соплеменников, умерших от обычных болезней, от старости или незаметной смертью, ждет печальная участь. Они должны отправиться в северный подземный мир Митлана. Оказавшись в Митлане, человек должен был пройти через пересеченную местность и преодолеть множество испытаний, чтобы спуститься с верхнего уровня Митлана на последний девятый уровень.
Этот темный путь тех, кто умер ненасильственно, показывает, как ацтеки воспринимали как жизнь, так и ее конец. Вообще люди, умершие безвременной, но почетной смертью, пользовались большим уважением, чем люди, избежавшие такого конца и дожившие до старости. Что характерно для многих ацтеков, ритуальное самоубийство было предпочтительнее смерти в старости от естественных причин.
Захоронения ацтеков
Ученые мало что знают о том, как именно были организованы похороны ацтеков. Значительная часть гробниц Теночитлана, столицы Индийской империи, располагалась под домами жителей города. Испанские конкистадоры, завоевавшие метрополию ацтеков и основавшие на ее месте колонию, особо не церемонились с жилищами и храмами «кровожадных варваров», именно поэтому значительная часть культурного и архитектурного наследия ацтеков , включая захоронения, было утрачено.
Небольшое количество обнаруженных захоронений привело к тому, что исследователи долгое время считали кремацию основным методом погребения ацтекской знати. Однако недавние археологические находки близ Мехико показали, что это был не единственный способ: иногда знать хоронили, не сжигая.
Значительная часть уцелевших останков ацтеков носит на себе печать насильственной смерти. Исследователи нашли под пирамидами Мехико много сотен черепов, скелетов со следами обсидиановых ножей и стрел. Большинство этих массовых захоронений были найдены рядом с храмами и, вероятно, были результатом кровавых особенностей ацтекских религиозных праздников. В то же время массовые жертвоприношения в связи со смертью представителя знати не были распространены: археологи находили лишь единичные случаи массовых захоронений жертв вокруг знати.
Погребальный ритуал
Известно, что кремация была широко распространена у ацтеков. Как правило, перед сожжением умерших одевали в лучшую дорогую одежду, связывали так, чтобы они сидели на корточках, и заворачивали в ткань. Правителей и знать хоронили в каменных гробницах. Иногда жена и слуги умершего представителя знати приносились в жертву, чтобы поместить их останки в гробницу покойного.
В некоторых случаях человека хоронили или сжигали вместе с еще живой собакой. Ацтеки считали, что собака будет полезным проводником в подземном мире, как это было для бога ветра Кетцалькоатля во время его путешествия в Миктлан.
Умерших хоронили или кремировали вместе с предметами домашнего обихода, которые могли помочь им в путешествии по Миктлану:
- еда;
- вода;
- ковры;
- нефритовый драгоценный камень, заменяющий сердце;
- бумага;
- одежда;
- дары правителям подземного мира.
По мнению некоторых историков, ацтеки верили, что души, достигшие конца Миктлана, обретут покой. Согласно другим исследованиям, легенды гласили, что души вечно мучаются в загробном мире, обретая покой только один день в году. Этот день до сих пор отмечается в Мексике как День мертвых.
|
|