Представления инков о загробной жизни, взгляды и традиции

Нужно знать

Цивилизация инков считается вместе с ацтеками одной из крупнейших в Америке. Его упадок связан с завоеваниями испанцев в 16-18 веках. Объектом новых владельцев стали драгоценности, ведь храмы подверглись беспощадному разграблению, а золотые предметы религиозных культов были увезены в старый мир. Миссионеры, обращавшие «дикарей» в истинную веру, также способствовали уничтожению культуры инков. Католическим священникам это было делать тем легче, что сам образ жизни индейцев строился на предрассудках и глубокой вере в божественную сущность правителей, как настоящих, так и пришедших извне.

Во время испанской экспансии пантеон богов инков постепенно разрушался и выбрасывался. С легкой руки Церкви бог подземного мира Супай превратился в демона, а змей Амару в библейского змея-искусителя. До нашего времени дошли лишь отголоски древнеиндийских мифов. Разрозненные сведения передаются из уст в уста стариками племен, проживающих в резервации, а часть сведений можно найти в личных дневниках первых миссионеров.

Строение мира

Религия инков политеистична. Бог солнца Виракоча считался демиургом. Остальные боги жили в одном из трех царств:

  • Ханан Пача — божественный верхний мир,
  • Кай Пача — земной мир животных, растений и людей,
  • Уку Пача — подземный мир, в котором живут мертвые и нерожденные.

Мифология инков вобрала в себя верования соседних народов: мочика, уари, чанков, чачапояс и других. Путаница привела к трансформации первичных легенд, добавлению новых богов или фактов. Индейцы наделяли природные объекты сверхъестественной силой. Горы и холмы считались священными местами «уака», где божественный мир Ханана Пачи соприкасался с землей. Всего на территории империи инков насчитывалось около 350 таких «уака». Разломы земной коры, фонтаны и пещеры считались местами проникновения подземного мира Ука Пача в мир живых.

Согласно верованиям инков, на земле одновременно существует несколько миров. Переход между ними может быть случайным или плановым. Сегодня такое представление назвали бы параллельными реальностями.

Уку Пача – подземный мир

Нижний мир посреди земли в представлении инков был холодным и темным местом. Он находится под руслом реки, в недрах земли. Здесь обитают души нерожденных людей, а души умерших приходят сюда после смерти. Реинкарнация нигде не упоминается, наоборот, индейцы считали, что после смерти люди продолжают жить в невидимом мире.

Подземный мир также населяли предводитель бога смерти Супай, змеи Сача и Яку. О последней информации в открытом доступе не осталось. Скорее всего, это воплощения змея Амару, которые продолжают жить в Уку Пача, поскольку не имеют доступа к верхним мирам.

Супай – предводитель демонов и бог смерти

Супай или андский дьявол считался владыкой подземного мира. Ему приписывали все зло, когда-либо существовавшее на земле. При этом неприятности он доставлял только тем людям, которые осмеливались подшучивать над ним или издеваться над ним. Были и последователи Супая, которые дарили ему подарки и просили помощи в его непристойных делах.

Супай также выступал в роли хранителя пути, по которому души спускались в подземный мир. В его власти было проявить благосклонность к умирающим. Бог смерти нашел баланс между злом и добром и никогда не взвешивал чашу.

Есть мнение, что негативные характеристики Супаю дали католические священники. На языке кетчуа Супай означало «тень», скорее всего обозначая другую сторону жизни, а не демона в христианском понимании. Отождествление с вселенским злом исходило от довольно устрашающего вида правителя Уку Пача. Большие глаза, клыки, хвост и козлиные ноги не добавляли привлекательности божественному образу, а сопутствующий запах серы вообще отождествлял последнего с Сатаной. Кстати, запах серы — это явное наложение библейского дьявола на сущность Супая, так как в подземном мире инков не было никаких запахов, и курили даже неароматизированный табак.

Змей Амару – посредник между мирами

Гигантский змей Амару отождествлял у инков мудрость, силу и жизненную силу воды. Порождение радуги, он вселял страх в людей своим видом. В разных общинах о нем ходили разные легенды. Некоторые дали змее оленьи рога, крылья летучей мыши и короткие толстые ноги. Другие приписывали ему две головы. Суть змей осталась прежней: они помогают душам пересекать миры и сопровождают шаманов в их путешествии.

Инкские похороны

Повседневная жизнь индейцев проходила в непрерывном труде и тяготах. В то же время похороны представляли обратное и были достаточно торжественным событием. Тело усопшего облачили в праздничную одежду, накрыли циновками и поставили возле дома, выставив перед похоронами на всеобщее обозрение. Гости накрывали столы, после праздника пели обрядовые грустные песни и исполняли обрядовые танцы. В знак траура женщины стриглись и чернели лицо сажей, мужчины ограничивались черной одеждой. Траур длился 5-8 дней, по словам императора — год.

В день похорон покойного укладывали в позу эмбриона и зашивали в шкуру ламы. Продукты питания, личные вещи и драгоценности были помещены рядом с умершим. Для инков было важно, чтобы тело не отдавалось огню, ведь тогда оно не могло мумифицироваться и стать мальком (мумией).

Сами похороны имеют разные вариации. Некоторые народности кладут в одну могилу несколько трупов. Другие вырыли небольшую могилу, имитирующую бутылку с узким горлышком, через которую опускали труп. Третьи вырезали ниши в скале. Сегодня останки просто помещают в могилу на кладбище.

Через несколько дней родственники снова собрались, помолились, принесли еду на могилу усопшего, а затем поминали усопшего плачем, пением, хвалой и питьем.

После смерти

Для индейцев жизнь на земле не прерывалась смертью. Его душа продолжала обитать среди живых в бестелесном виде. У этого подразделения были свои желания и потребности. При этом сам труп также продолжал «жить». Для его сохранения использовали бальзамирование и обертывание душистыми травами.

Малки, или родовые гробницы, занимали второе место по важности после уака, объектов великого поклонения. Им приносили еду, перья, ткани, а похороны всячески украшали. Это было сделано для того, чтобы вторая жизнь умершего продолжалась с максимальным комфортом. Культ предков у индейцев был особенно развит. Губернатор Франсиско де Борха в отчете испанскому королю указал на наличие 10 422 идолов и 1 365 тотемных мумий, которым поклонялись инки.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий