Придорожные кенотафы на дорогах в России: что они означают?

Нужно знать

Наши соотечественники могут видеть венки и памятные доски вдоль всех проселочных дорог — то на колышках, то на ветках деревьев — они тоже встречаются в городе, но их относительно немного. Это обочины дорог, памятники жертвам дорожно-транспортных происшествий. Кенотаф как таковой – это надгробие без могилы, то есть памятник человеку, который похоронен в другом месте. За последние годы региональные и федеральные власти выдвинули множество инициатив по запрету на дорогах — это хороший повод разобраться, что это такое, зачем они существуют и кому мешают.

Что такое придорожный кенотаф

Несколько более грубо можно сказать, что придорожный кенотаф – это памятник без захоронения, сооруженный на обочине дороги друзьями или родственниками жертвы ДТП. На всякий случай отметим: некоторые до сих пор считают, что под мемориалами вдоль дороги есть могилы, и в этих могилах лежат мертвые, но это не так: такое захоронение невозможно по закону, а незаконное захоронение будет быстро подавленный.

Придорожный кенотаф может быть просто венком, прикрепленным к стволу дерева, а может быть и целым обелиском, надгробием с фотографией усопшего и датой катастрофы, а может оказаться самоделкой причудливого вида языческое капище, напоминающее языческое капище из автомобильных покрышек, бамперов и других автомобильных деталей, усыпанное иконами, венками и дисками с песнями группы «Воровайки». Об этом, а также о многих других чудесных вещах пишут отечественные антропологи, изучающие феномен придорожных памятников.

На всякий случай отметим, что венки и кресты на обочине можно встретить во многих странах Европы — по крайней мере Восточной: они в изобилии встречаются на дорогах Украины, Белоруссии, Румынии, Греции, Польши, Литвы, и т д. Но они не всегда склонны принимать такой гротескный вид, как наш.

Сегодня, в 2019 году, уже сложно сказать, когда именно на территории стран СССР возникла традиция ставить памятники жертвам ДТП вдоль дорог, например, в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень» , вышедшем на экраны в 1964 году, есть сцена, где герои останавливаются у одного из таких мемориалов и отдают дань уважения.Поскольку эта сцена была понятна современникам, можно обоснованно предположить, что идея такого явления была уже закрепилась в массовом сознании граждан СССР в 1960-е годы.Однако, несмотря на то, что традиция существует уже более полувека, уже в перестроечные и последующие годы она приобрела массовый характер антропологи, большинство имеющихся памятников вдоль дороги были построены в 2000-м числе.

Почему кенотафы ставят вдоль дорог

Антрополог Анна Соколова и этнограф Евгений Софронов связывают это с тем, что в 1990-е и 2000-е годы во всех странах постсоветского пространства наблюдался рост духовных исканий, которые нередко приводили людей не только к мировым религиям, но и к сектам в отношении к изобретению альтернативных «народных» духовных практик, связанных с определенными религиями, но официально не имевших к ним никакого отношения. Так что, в зависимости от региона, в РФ можно встретить обочины дорог как с крестами, так и с полумесяцами, хотя ни к христианству, ни к исламу эта традиция не имеет никакого отношения. Также, по мнению самих священнослужителей, представление о том, что души умерших живут (или возвращаются время от времени) на месте смерти, восходит к голливудским фильмам о привидениях, а не к каким-то реальным религиозным постулатам религий, которые сейчас доминирует.

Единственная причина, по которой кенотафии ставятся вдоль дороги, а не на фабриках, тротуарах или детских площадках, заключается в том, что обочина пригородного шоссе многими воспринимается как «нейтральная полоса». Тот факт, что венки и мемориальные доски могут висеть на ветвях дерева десять лет, как бы подтверждает это предположение. Более того, некоторые региональные поставщики ритуальных услуг и сопутствующих товаров часто предлагают в качестве отдельной опции прямое возведение придорожного памятника, что позволяет сделать вывод о том, что в РФ явление достигло таких масштабов, что производство придорожных памятников уже заняло превратиться в полностью самостоятельную торговую зону. Так вот: не доказывает ли тот факт, что местные и центральные власти в последние годы пытались запретить придорожные мемориалы, что все это время они не были запрещены, а значит, разрешены?

В реальности все несколько сложнее. Словом, строительство обочин просто никогда не регулировалось законодательством РФ — и остается таковым до сих пор. Это означает, что нет правового запрета на само строительство, но нет и правового основания для сохранения. Другими словами, никто не накажет вас за установку венка или креста на обочине дороги, но если местные жители порвут или украдут их, то никакой ответственности они не понесут. То же касается и случаев, когда государственные службы уничтожают кенотафии, мешающие расширению дорог, прокладке коммуникаций или установке дорожных знаков: они имеют на это полное право, поскольку юридически этих памятников вообще не существует.

Кому и чем мешают кенотафы

Как нетрудно догадаться, существует множество аргументов против установки придорожных памятников. Во-первых, они отвлекают внимание водителей, так как многие из них яркие и бросающиеся в глаза. Вопреки расхожему мнению, венки и кресты на опасных участках автомагистралей вовсе не помогают проезжающим водителям снизить скорость и начать движение осторожнее. Опросы показывают, что большинство людей, увидев обочину, ничего не делают, а некоторые говорят, что их кенотафии просто раздражают. Это подводит нас к следующему аргументу: кенотафии создают неприятную атмосферу на дороге – не всем хочется каждые две минуты видеть надгробия и прочие напоминания о смерти, а дорожное движение в РФ, как известно, и без того очень напряженная штука. В-третьих, и это главное, при установке бордюров мало кого интересует мнение жителей окрестных деревень и дачных поселков: хотят ли они жить на кладбище?

Большинство людей предпочитают смотреть на надгробия в строго определенное время в особом месте, а не видеть их из окна постоянно и насильно. Хуже того, в Российской Федерации существует традиция организации ежегодных паломничеств на обочины дорог друзей и родственников, которые для местных жителей оборачиваются ежегодными поминками в непосредственной близости. Что еще хуже, у водителей есть традиция сигналить, когда они проезжают мимо кенотафа, как будто выражая скорбь по умершему. Если сложить все воедино, то становится понятно, что жизнь в поселке у опасного поворота федеральной трассы — а без него вряд ли радужно — благодаря обочинам становится еще более напряженной.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий