Небольшой городок в Перу ежегодно привлекает толпы туристов. Туристы едут в Наска, чтобы посмотреть на гигантские изображения, начертанные на земле. До сих пор бушуют споры о предназначении геоглифов и подлинности изображений. Версии о создателях высказываются разные: от инопланетян, посетивших нашу планету в далёком прошлом, до ловких мошенников начала прошлого столетия.
История обнаружения
Первыми, кто увидел гигантские рисунки, были лётчики-испытатели новых самолётов. Действительно, таинственные изображения можно было увидеть только с воздуха и потому на загадочные линии никто не обращал внимание. В том 1927 году общественность не заинтересовалась находкой. Только десятилетие спустя, благодаря опубликованным фотографиям американского историка Поля Косока к геоглифам, начали проводиться исследования на местности.
Технология создания рисунков проста: с почвы срезался верхний тёмный пласт, обнаруживая под ним светлый пескозём. Снятый грунт укладывался по краям, чтобы дополнительно оттенить контур изображения. Прямые линии на местности можно создать примитивными инструментами, например тремя палками с натянутой верёвкой. Поражает чёткость нанесения линий. Здесь явственно проступает работа по предварительно нарисованному эскизу, воплощённому на земле организованной группой людей.
На открытом воздухе известковый грунт в подложке быстро затвердевает. Такой естественный защитный слой отлично противостоит эрозии и погодным явлениям. Именно благодаря ему до наших времён дошли уникальные изображения, нанесённые древним художником более 1000 лет назад.
Описание рисунков
До сих пор не существует единой карты всех наскальных рисунков на плато. Да и кто способен точно перенести более 700 рисунков и 13 тысяч разрозненных полос на бумагу? Проводившаяся неоднократно аэрофотосъёмка даёт разрозненные представления об уникальном заповеднике. Дополняют её отдельные зарисовки и фотографии, сделанные энтузиастами. Каждый учёный, занимавшийся вопросом возникновения геоглифов, поражался чётким линиям геометрических фигур (трапеций, треугольников, четырёхугольников и т. д.), но ещё больше вызывают восхищения смысловые изображения.
На плато расположены контурные начертания рыб, животных, птиц и даже пара антропоморфных фигур. Здесь можно найти множество представителей флоры и фауны: стометрового кондора, двухсотметровую ящерицу, обезьяну, улитку – всего около 40 рисунков.
Версии возникновения
Среди множества версий возникновения наскальных рисунков нет единой, к которой бы пришли все учёные исследователи. Практически каждая проходила проверку временем и отвергалась ввиду несостоятельности.
|
|
Астрологическая
Мария Райхе немало поспособствовала сохранению самобытных изображений. Ею была выдвинута версия об использовании геоглифов для астрологических изысканий. После проведённой сверки относительно небесных тел и географических координат было установлено полную непричастность изображений к астрологии.
Инопланетная
В пользу данной экзотической версии говорит лишь одно антропоморфное изображение на склоне холма, схематически напоминающее астронавта. Впрочем, опровергающих фактов больше. На зыбучей песчаной поверхности плато не смогло бы приземлиться ни один тяжеловесный космический аппарат.
Гидравлическая
Линии Наска пересекаются с проложенными акведуками, что послужило возникновению версии о транспортировке воды по проложенным в почве ходам. К сожалению, данную версию необходимо отвергнуть, поскольку канализирована только центральная часть плато, а хаотические расположения изображений исключают их функциональную роль в гидравлической системе.
Ритуальные тропы
Наиболее правдоподобной кажется теория ритуальных троп. Автором её является итальянский археолог Джузеппе Орфичи. По его мнению странные начертания на местности образовались после массовых похоронных шествий. Сотни участников процессии уносили из деревни мёртвые тела и протаптывали ходы в грунте. Вместе со школьниками из современного Наска он прошёл ритуальным ходом, воспроизведя на местности аналог имеющегося уже рисунка. Кроме того, в тех редких раскопках, которые велись на территории заповедника были обнаружены тряпичные куклы, соединённые между собой, как если бы они следовали в едином движении.
Данную версию поддержал британский исследователь и киносценарист Том Моррисон. Изучая традиции древних жителей, он обнаружил немало гробниц вблизи дорог. Примитивное захоронение представляло собой уложенную поверх погребённого тела насыпь из камней. Часто могилы между собой соединялись цепью валунов, уложенных по прямой.
По мнению Моррисона рисунки представляют собой гипертрофированные ритуальные тропы, по которым шаманы сопровождают души умерших в загробный мир. Для обычных людей траурная процессия шла прямой дорогой к будущей могиле. В случае смерти ведуна следовало умилостивить его тотем (ящерицу, дерево или другую ипостась), начертав на местности сакральный контур и провести душу умершего по тайной тропе. В пользу данной версии говорят и пересечения изображений с вырытыми подземными ходами.
Правительство Перу отказывается давать разрешение на проведение археологических раскопок, потому загадка уникальных геоглифов ещё долго будет будоражить умы жителей Земли.
|
|