В 1860-х годах, когда были заключены торговые договоры между Российской империей и Китаем, русские купцы получили возможность вести дела на территории современной Монголии. В эти годы произошло первое крупное перемещение капитала и людей из России в Монголию: вместе с купцами, ремесленниками, мещанами, а также земледельцами туда отправились казаки и другие свободные люди, желавшие попытать счастья на новом месте. Вторая волна миграции из России в Монголию началась в период гражданской войны 1917-1922 гг., продолжилась во время сталинских репрессий — тогда, очевидно, бежали не только ярые сторонники старого режима и белого движения, но и те, кто по тем или иным причинам другой, боялись попасть в опалу. Наконец, третья волна миграции русского населения в Монголию произошла после Второй мировой войны, когда Советский Союз в рамках укрепления отношений с социалистической Монголией направил туда много военных и гражданских специалистов, потомки некоторых из которых проживают в Монголии по сей день.
Беззвучные города
Итак, русской диаспоре в Монголии как таковой на данный момент уже полтора века. Конечно, в это время должны были появиться и русские захоронения. Следует отметить, что само понятие кладбища в нашем понимании Монголии является относительным новшеством: как и в некоторых других преимущественно буддийских странах, в Монголии издревле мертвых оставляли на съедение падальщикам — это был наиболее распространенный способ захоронения.
Chimeeggy hot, что переводится как «молчаливый город» — так называется кладбище на монгольском языке. Впервые они получили широкое распространение здесь во второй половине 20 века в связи с развитием связей с Советским Союзом, который продвигал представление о традиционных монгольских захоронениях как о варварстве из диких времен. Почему-то кладбищ как таковых, как и собственно русских кладбищ, относительно немного, несмотря на то, что русской общине в Монголии столько лет и поколений. По-настоящему примечательных кладбищ еще меньше.
|
|
Русское кладбище в Улан-Баторе
Русское кладбище в Улан-Баторе, пожалуй, самое важное русское кладбище в Монголии. Исторически третий по времени возникновения, он самый старый из сохранившихся до наших дней: два предыдущих были разрушены во время перестройки города, происходившей в течение прошлого века. Место этого кладбища якобы было назначено в 1912 году: годом ранее религиозный и национальный лидер Монголии Богдо-гэгэн VIII провозгласил независимость от Китая, завоевать которую ему помогла Российская империя. При этом точных данных об этом событии практически нет: достоверно известно лишь, что в 1912 году здесь состоялось первое захоронение. Находящаяся рядом Свято-Троицкая православная церковь не функционировала в то время, когда Монголия была советским сателлитом, но возобновила свою работу в 1996 году – хотя количество постоянных прихожан никогда не превышало отметки 60-70 человек.
После демократических преобразований в Монголии в 1990-х и 2000-х годах генплан столицы был пересмотрен и существование кладбища поставлено под сомнение: было решено отдать прилегающие территории под жилую застройку, а такое соседство было во многом невыгодно городским властям, так как у кладбища не было даже ограды. В 2008 году местная инициативная группа потомков русских переселенцев под названием «Ассоциация российских соотечественников» решила взять на себя заботу о русском кладбище: возвели забор, благоустроили кладбище и взяли на себя его охрану. Следует отметить, что в течение 1990-х и 2000-х годов кладбище неоднократно становилось жертвой вандалов, которые охотились за цветными металлами и похищали кресты, таблички, надгробия и т.д.провели на общественных началах масштабную работу по восстановлению кладбища: активисты очистили территорию от сорняков, перекрасили скамейки и бордюры, подготовили места захоронения ветеранов Великой Отечественной войны. Но в дальнейшем кладбище снова пришло в упадок из-за отсутствия постоянной поддержки со стороны местного сообщества. В 2015 году вся прилегающая территория была застроена многоэтажками, и столичный парламент принял решение закрыть кладбище для новых захоронений, но при этом выделил территорию, которую оно занимало на момент принятия решения.
Халхин-Гол
В 1939 году вспыхнул пограничный конфликт между Монгольской Народной Республикой и Маньчжоу-Го, марионеточным государством, созданным Императорской Японией на территории Китая, который разрешился вмешательством Советского Союза. Война длилась около полугода, и планы Японии по расширению границ Маньчжоу-Го были сорваны. Почему-то, хотя подвиг красноармейцев при обороне монгольской территории был увековечен в памятниках и мемориалах, тела многих из них не только не были должным образом захоронены, но даже обнаружены. Эта проблема была исправлена уже спустя 80 лет — в 2010-х годах. Последняя находка относится к 2019 году: поисковые отряды вновь обнаружили останки красноармейцев (25 человек), а при поддержке посольства России на местном кладбище была создана братская могила с памятником, который был добавлен к другим местным мемориалам, посвященным воинам Красной Армии. К таким мемориалам относятся памятник яковлевцам-танкистам Красной Армии, памятники к 50-летию победы, а также ряд памятников красноармейцам, в том числе несколько индивидуальных могил — хотя их очень мало. Кроме всего прочего, неподалеку находится военно-исторический музей, посвященный этому конфликту.
Алтан-Ульгий
Алтан-Улгий в переводе с монгольского означает «Золотая колыбель» — это кладбище в столице, где хоронили и продолжают хоронить всевозможные «знаменитости»: генералов, государственных деятелей и т д. Среди них основатель социалистической Монголии Дамдин Здесь похоронен Сухэ-Батор, его преемник — Хорлогин Чойбалсан, а также последний вождь старого государства — Юмжагийн Цеденбал. Но помимо выдающихся политических и культурных деятелей здесь есть много других захоронений – в том числе немало могил значительных советских военных и гражданских специалистов. Примечательно, что здесь похоронены как те специалисты, которые были присланы сюда во времена Советского Союза и погибли в Монголии во время Союза, так и те, кто остался здесь жить после того, как и Советский Союз, и социалистическая Монголия уже исчезли. Могилы здесь не имеют ни ограждений, ни памятников, ни других украшений — как правило, вообще ничего нет, кроме простых каменных плит разной формы и размеров, на которых написано имя усопшего, год жизни и род занятий. Есть генералы, заслуженные летчики, разведчики, профессора высших учебных заведений и многие другие.
|
|