Символы смерти в искусстве. Смерть как вдохновение

Символы смерти в искусстве Нужно знать

С древности человек пытался понять смерть. Чаще ее изображали с помощью символов сначала в наскальных рисунках, затем в живописи, скульптуре и других предметах искусства. В церквях и музеях нас окружают различные символы умирания, и все они легко читались представителями того времени, в котором они были созданы.

Череп

С приходом христианства широкое распространение получает еще один символ смерти — череп с двумя скрещенными костями, также известный как адамова голова. Ее образ напоминал зрителям о хрупкости жизни; в христианской живописи, например, его часто помещают на картины с изображением распятия Христа. Согласно поверью, кровь Христа омыла череп Адама и спасла человечество от грехов. Вообще истории из Библии, описывающие «Страсти Христовы», были популярны на протяжении веков.

Ангелы и всадники, забирающие души

До Средневековья смерть также изображалась в виде ангелов или всадников, забирающих души. Это легкое отношение к смерти изменилось после того, как города подверглись эпидемиям чумы. Потом пришло понимание ужасов смерти и отвращения жителей, его изображали в виде разложившегося тела с червями и обнаженной плотью. В этот же период зародился образ смерти с косой как «мрачного жнеца», дошедший до наших дней, без разбора выкашивающий человеческую жизнь.

Скелет

Самый понятный символ смерти – это скелет. Изображение скелета на фреске было обнаружено при раскопках Помпеи. В руках он держит амфоры, а под ним фраза на латыни «Carpe Diem» (наслаждайся моментом), ставшая крылатой.

Триумф и пляска смерти

В 14 веке появились популярные номера «Торжество смерти» и «Пляска смерти». В первом случае смерть побеждает жизнь, убивая все на своем пути.

Что касается «Пляски смерти», то художники изобразили смерть в виде скелета, танцующего в такт представителям сословий (духовенство-дворянство-крестьяне). Такие сюжеты символизировали равенство всех перед смертью, быстротечность радостей и печалей. Зрителям с помощью таких картин или рисунков напоминали о возможности смерти в любой момент. Церковь поддерживала распространение этих изображений, сюжет размещался на фресках в церквях, о смерти говорили в проповедях, а скульпторы изображали силуэт.

Мертвая природа – натюрморт

Сюжет смерти получает новое развитие в XVI-XVII веках, когда смерть не изображается прямо, а косвенно символизируется предметами в натюрмортах. В центре таких картин помещался череп, который был окружен символами: увядающими цветами и плодами, песочными часами, пустыми чашками (в отличие от наполненной чаши — символа жизни), угасающими свечами, бабочками (бренность жизни).). В таких картинах были и подсказки о том, как надо жить, например, карточные игры и кости означали неправильные жизненные цели, а курительная трубка была символом мимолетных земных удовольствий. Мечи и золото ставились как символы богатства и власти, которые нельзя взять с собой на тот свет.

Романтизм и кладбища

В конце 18 века романтизм становится все более популярным в искусстве, стремящемся уйти от реальности из-за разочарования в устройстве мира. Романтический герой убегал от реальности в воображаемый мир, мечты, экзотические земли или обращался в прошлое. Смерть рассматривалась как освобождение. В этот период художники предпочитали изображать смерть через кладбища.

Картины разрушений

В 20 веке художники изображают массовую гибель людей и бедствия во время войн и революций. Художник Пабло Пикассо, например, в знаменитой картине «Герника», созданной в художественном ключе кубизма, изображает бомбардировку испанского города во время гражданской войны в стране. Он изображает ужас жителей, смешивая их фигуры. Другой вариант – изображение разрушенных городов и деревень, пострадавших от войны.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий