Старое еврейское кладбище в селе Адзкури (Грузия), чем примечательно

Нужно знать

Старые могилы и то, что нельзя забрать обратно

Черта оседлости

В Российской империи иноверцы, особенно евреи, не имели права селиться ближе определенного расстояния от Москвы и Петербурга. Для их жизни отводились особые места, обычно расположенные ближе к границам империи. Кроме того, строго запрещалось хоронить нехристиан на христианских кладбищах, что привело к появлению специальных еврейских кладбищ.

Так появились особенно еврейские общины в Грузии. Их история четко прослеживается не только в литературе и документах — порой самыми яркими свидетелями хода времени являются еврейские кладбища.

Особенности еврейских кладбищ

На таких кладбищах хоронят только евреев — и исключительно по еврейским традициям. Важнейшим из них является принцип «ненарушения могил». Мощи усопших должны навсегда остаться на земле, в которой они захоронены.Согласно еврейской традиции, кладбища неприкосновенны. Разрешается только эксгумация останков для передачи на Святую Землю или в случаях угрозы разрушения кладбища. Существует традиция хоронить ногами в сторону Иерусалима.

Правила захоронения на еврейских кладбищах обычно очень строго регламентированы:

  • еврейские кладбища обычно находятся за городом;
  • высота и ширина памятника не должны быть более 60 сантиметров. Их устанавливали либо через тридцать дней, либо через год. Надписи были сделаны на иврите;
  • могилы не должны быть ближе 30 см друг от друга;
  • раньше на таких кладбищах хоронили только тех, кто был галахическими евреями (галаха — это традиционная еврейская правовая система, основанная как на традиции, так и на религиозных предписаниях);
  • исключалась даже близость к религиозным и нерелигиозным евреям.

Новое еврейское кладбище часто делится на три части:

  • для религиозных евреев — евреи в полном смысле этого слова;
  • для нерелигиозных;
  • для тех, кто не является евреем по галахе или покончил жизнь самоубийством.

Части должны находиться на расстоянии не менее 4,8 метра друг от друга или должны быть разделены забором высотой не менее одного метра.

Еврейская диаспора в Ахалцихе

С древних времен здесь проживала большая еврейская община. Впервые они упоминаются в 1745 году при князе Вахушти Багратиони. Жили они в квартале западнее крепости Рабат. Синагога была построена в 1740 году.

В 1830 г насчитывалось около 117 еврейских семей. После того, как эти области стали принадлежать Российской империи, местные евреи числились государственными крестьянами. Но основным их занятием по-прежнему оставалась торговля. В конце 19 века они жили так хорошо, что построили две синагоги в Тифлисе (русское название Тбилиси).

Приход советской власти изменил все. Открыт еврейский колхоз с еврейской школой, детским садом и библиотекой. Появился эвкомбед (комитет бедных евреев). Он занимался трудоустройством евреев. Были закрыты синагоги, в одной из которых когда-то работал еврейский спортзал.

Количество евреев уменьшилось.

Почти все ушли на перестройку. В 2012 году в городе осталось 8 евреев: пять женщин и трое мужчин.

И несколько еврейских еврейских кладбищ в этом районе.

Еврейское кладбище у Ацкурской крепости (20 км от Ахалцихе)

Еврейское кладбище находится на окраине крепости. Исторические источники рассказывают о крепости с 11 века. Говорят, что она была здесь раньше. Крепость была очень важным оборонительным объектом исторической Месхети (поселок рядом с крепостью) и всей Грузии. Кладбище находится здесь с тех времен, когда евреи жили и свободно торговали в деревнях близ Ахалцихе.

Грубая каменная ограда стоит здесь с 1964 года. И кажется, что она намного моложе самого кладбища. Некоторые могилы практически вросли в землю, а некоторые каменные надгробия обтесаны до состояния природного камня. Надписи и орнаменты почти на всех надгробиях представляют собой загадку для людей, не обладающих специальными знаниями.

Кладбище посещают домашние животные и птицы. Параллельно со мной его изучал петух в ярких красках, и, судя по навозу на земле, коровы, овцы и лошади не брезгуют посещать кладбище.

Вопреки тому, что сделали с памятниками время и четвероногие посетители, это кладбище кажется местом, где смешиваются мир и покой, напоминающие древнюю еврейскую мудрость:

Я могу взять назад то, что еще не сказал, но я не могу вернуть то, что уже было сказано.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий