Не секрет, что большинство похоронных традиций, существующих сегодня, уходят корнями в глубокое прошлое. Можно утверждать, что общественность ожидает появления новых ритуальных практик не больше, чем нововведений от похоронной индустрии. Однако, вопреки ожиданиям филистимлян, и связанная со смертью сфера жизни человеческого общества не стоит на месте и развивается. Однако большинство новостей из него упускается широкой публикой, потому что смерть, в отличие от погоды и политики, — это не то, о чем мы хотим думать регулярно.
El Muerto Parao
El Muerto Parao или «стоять мертвым» — относительно новая похоронная «мода», возникшая в начале XXI века — буквально в последнее десятилетие — в Пуэрто-Рико. Согласно большинству источников, первые случаи в прессе были описаны в 2008 году, когда умерший во время церемонии прощания находился вне гроба — стоя у стены или сидя (этот вариант появился позже). По словам родственников некоторых умерших, при жизни эти люди изъявили желание не лежать в гробу, а занять другое положение на теле. Возможно, они думали, что будут выглядеть более «живыми» и создавать менее грустную атмосферу, возможно, чтобы символизировать бунт против судьбы и торжество над смертью, или, возможно, чтобы казаться присутствующими на собственных похоронах с другими гостями и, таким образом, даже больше. «быть вместе» с семьей и друзьями, символически не отделяясь от них ни определенной позицией на теле, ни определенной одеждой.
В 2008 году, согласно жизненному желанию Анхеля Пантохи Медины, его тело было прибито к стене, он был одет в моду молодежного рэпа, в своей любимой кепке New York Yankees. Его родственники сообщают, что гости поминок вдохновились примером Медины и начали обсуждать различные творческие подходы к собственным похоронам — чаще всего желание присутствовать на собственных поминках «в лежаке и с чашечкой кофе в руке».
Родственники боксера Кристофера Ривьера Амора пошли еще дальше: он, погибший от рук гангстеров, был одет в перчатки и боксерский халат с надписью «Спасибо, Господи», в котором он обычно выходил на ринг при жизни. Тело погибшего поместили в настоящий ринг и придали такое положение тела, как будто это «стоп-кадр» с обычной разминки спортсмена перед матчем. Как видно на фотографиях, для большей «реалистичности» покойникам надевают очки, чтобы скрыть неестественный цвет и выражение глаз. Во всем остальном помогает бальзамирование и макияж (или грим): если есть деньги на специалиста, современные технологии позволяют легко добиться естественного тона кожи. Основная проблема — естественное положение тела: заставить стоять тело с отключенными мышцами — задача нетривиальная, а решение ее «изящно» требует больших усилий и творческого подхода.
Сидячие мертвецы?
По вышеуказанной причине все больше людей отдают предпочтение более простому варианту: заставить покойника на поминках сидеть, а не стоять. Как вы можете видеть на этом снимке, Марьям Бербанк присутствует на собственном бдении, сидя за столом, с сигаретами своей любимой марки и стаканом любимого пива в руках. Как оказалось, сидячее положение тела позволяет гораздо лучше передать ощущение жизни: на многих фотографиях из мемориала сидящие мертвецы при беглом взгляде действительно могут быть приняты за живых людей слегка болезненного внешний вид, если вы заранее не знаете, на что смотрите.
|
|
Хесус Диас Беато, скончавшийся совсем молодым, не высказал особых пожеланий относительно его похорон и панихиды. Однако его семья решила, что они увидят его, как если бы он был еще жив. El Muerto Parao, как метод погребения, как нельзя лучше отвечал их интересам, так как снимал традиционные барьеры христианской культуры, символически разделяя живых и мертвых на церемонии.
Особое положение тела усопшего — лежачее, особая тара — гроб, особая одежда — не находящаяся на других гостях и не используемая в быту — все эти вещи традиционно служат важной цели: разлучению умерших максимально от живых. El Muerto Parao стремится к обратному: позволить мертвым максимально «быть как все»: сидеть в той же позе, что и гости, в повседневной одежде. И судя по тому, что обычай в настоящее время прижился не только в Пуэрто-Рико, но и в штате Луизиана, этот способ работает у многих.
Этот обычай, по имеющейся информации, берет свое начало среди низших слоев, а в последнее время проникает все больше и больше: например, Микки Истерлинг, известный меценат из Нового Орлеана, умерла в 2014 году, а по ее поминкам она села на плетеное кресло с сигарета в мундштуке в левой руке и бокал шампанского — в правой. Примечательно, что похоронные бюро уже в 2010-х организуют подобные мероприятия, и эксперты американского похоронного бизнеса советуют коллегам иметь в виду, что в будущем услуга будет становиться все более популярной, и готовиться предоставить достойное предложение на спрос.
Мертвец за рулем
придание умершему определенной позы с самого начала было логичным продолжением El Muerto Parao: ведь если покойник запечатлен в его любимой одежде, то почему его положение тела не должно отражать его привычки или взгляды? Известно, что несколько человек присутствовали на собственных похоронах, одетые и сидящие в таких позах, которые напоминают их любимого политического лидера на известной фотографии. Но еще более очевидным шагом многим показалось посадить умершего родственника за руль любимого мотоцикла или автомобиля.
Мотоциклист Дэвид Моралес за рулем своей любимой «Хонды» — мотоцикл даже удалось занести в зал прощания.
Очевидно, что в представлении о «стоящих» или «сидящих» мертвецах нет ничего принципиально новаторского: в некоторых африканских странах испокон веков мертвые «доживают» несколько дней до погребения вместе с живыми, одетые в повседневную одежду одежду, как будто они все еще присутствуют как часть семьи. В тех же африканских странах существует множество обычаев относительно организации погребального убранства в соответствии с привычками, образом жизни и профессией покойного — взять хотя бы те же ганские гробы. Тем не менее, El Muerto Parao является новым для США. Распространится ли это на другие государства и надолго ли — покажет время.
|
|