Убогие дома (Скудельница)

Нужно знать

Жалкие дома стоят как скелеты.
Некрасов

О таком явлении, как «богадельня» или «божество», сейчас не вспоминают. А еще 300 лет назад такие заведения были в каждом уездном городе. В одной только Москве их было не менее четырех. И это отнюдь не старые ветхие постройки, какой смысл сейчас в этом понятии. В старину на Руси убогие дома называли чем-то средним между моргом и братской могилой.

Что собой представлял убогий дом?

Несчастный дом называли также домом божьим, домом богов, вдовой, гнойником, ямой, жалостью. Устраивали его за деревней или на въездах в город. Это была вырытая яма, огороженная кольями и небольшим заборчиком. Сюда свозили тела погибших в дороге, самоубийц, утопленников, не имевших родственников, погибших в аварии, скитальцев, неверующих и нищих. Останки были покрыты льдом для большей сохранности. Родственники пропавших без вести приехали сюда, чтобы найти своих близких.

Божедомки временные и постоянные

Божедомки были двух видов: временные и постоянные. Первые устраивались на случай чумы или других массовых смертей. В этом случае место захоронения после засыпки просто засыпали землей. В убогом доме, устроенном на постоянной основе, тела сохранялись до весны.

Всем миром – похоронный обряд в божедомке

После всех посевных работ, а позже на семик (четверг на Троицу) устраивался крестный ход от города к яме. Приехали волонтеры и помогли собрать тела, облачить в саваны и положить в общую могилу без гроба. Одежду и ткани привозили в качестве пожертвований жители близлежащих сел. Священники прочитали над останками последнюю молитву, после чего их похоронили. Весь день над этим местом раздавались жалобные стоны и крики.

Божедом и нежеланные дети Богданы

Поверх постоянной ямы установили соломенную крышу. Рядом была небольшая сторожка, где жил бог. На его попечении находились не только тела погибших. Сюда привозили на лечение матерей нежеланных детей. Отсюда бездетные пары брали своих детей и называли их Богданами.

“Социальные” похороны по-старорусски

Жальники (от древнерусского — каяться, умирать) часто создавались в местах добычи глины. Отсюда и название «скидельница» — от слова «скидель», обозначающего гончарное дело или «скидельник» — гончар. Позже ее превратили в «скудельницу», созвучную со словом «бедность». Ибо бедные люди приводили своих родственников в убогие дома, потому что у них не было денег, чтобы предать их земле за свой счет.

Когда возникли убогие дома

Точное время появления убогих домов неизвестно. Однако все сопутствующие пункты указывают на языческие корни такой традиции. Это и отношение к трупам, и невозможность установить причину смерти, и, как следствие, боязнь заразиться, традиция откладывать окончательное захоронение до весенних заморозков. Рядом с такими местами уже в более позднее время стали возводить даже христианские храмы — чаще всего они ограничивались крестом над воротами, ведущими в земляную богадельню.

13 век – самое раннее упоминание о божедомках

Самое раннее упоминание о богожилах можно найти в Новгородской летописи начала XIII века. В то время на Руси был великий голод, и тела умерших от истощения сносили в яму. Когда яма наполнялась, рыли новую. Количество трупов в одной яме достигало 3-4000. Из того же документа становится известно, что количество трупов в 4-х убогих домах в Смоленске было 32000.

С приходом династии Романовых богадельни постепенно стали выживать самостоятельно. С одной стороны, города росли, и их развитию стали мешать божьи купола. С другой стороны, антисанитария, неприятный запах и другие негативные факторы послужили причиной их закрытия. Анна Иоанновна издала указ об упразднении ям, но тогда его не спешили выполнять. Екатерина II поступила более разумно и выделила для захоронения вышеуказанных лиц дополнительные кладбищенские земли.

Столичные божедомки

Первые упоминания о постоянных скуделях на территории Москвы относятся к XVI веку. О них сообщает в своих записках побывавший в России иностранец, князь. Спустя столетие свидетельства находят в трудах Флетчера, Маргариты, патриарха Антиохийского Макария и других путешественников. Среди погребенных в столичной святыне – Лжедмитрий. Его похороны состоялись в 1606 году.

Прежде чем отнести останки в яму, их отвезли в Китай-город. Там тело публично возлагали в крестец другим способом – молельнями, где публично читались светские и патриаршие указы. На 3-4 дня жители столицы могли прийти к Никольской, Ильинской или Варварской часовням и узнать своего близкого человека. Если тело оставалось неопознанным, его отправляли в одну из действующих святынь.

Достоверно известно о пяти убогих домах в Москве:

В Самотеке. Рядом находилась церковь Иоанна Воина, а позже — Крестовоздвиженский монастырь. Считается первой митрополичьей скудельницей, простоявшей до 1771 года. Крестный ход к ней начался от самого Высоко-Петровского монастыря. Его закрыли после эпидемии чумы в Москве.

На Пречистенке. Ориентир: тупиковый переулок, ведущий к храму Успения Пресвятой Богородицы в Могильцах. Сейчас на месте бывшего молельного дома построена церковь мученицы Параскевы Пятницы.

За Серпуховскими воротами. Ныне это церковь Вознесения Господня.

Для Таганки. После упразднения жальника царь Алексей Михайлович Божедомский (ныне Покровский) основал на том же месте монастырь.

Рядом Марьина роща. Там был небольшой сарай для хранения трупов. Рядом не было церкви.

Кроме Пяти Богородиц на Большой Лубянке, при Варсонофьевском монастыре существовало кладбище для захоронения нищих без рода и племени.

Убогие дома в других городах России

Определить наличие ям в других городах России приходских церквей можно по их расположению.

Ярославль. На въезде в город со стороны Углича стоит Владимирская икона Божией Матери на Божедомке.

Нижний Новгород. Между Соколььей горкой и церковью Рождества Христова археолог В. С. Передольский обнаружил в начале прошлого века свидетельства существования скудельницы. По его мнению, в этом месте были погребены и князья-мученики Долгорукие, казненные в 1739 году.

Арзамас. В 18 веке это была каменная постройка убогого дома, которая эксплуатировалась на постоянной основе.

Переславль-Залесский. Преподобный Даниил Переяславский основал с Божией и человеческой помощью Свято-Троицкий монастырь недалеко от Скудельницы.

Запрет божедомок

Позже церковь запретила захоронение останков, принесенных в ямы. Так патриарх Филарет в 1619 году повелел не хоронить самоубийц, умерших в пьяном угаре, умерших в результате несчастного случая. Патриарх Адриан повелел старцам-священникам уносить трупы самоубийц и разбойников с большой дороги в лес — на растерзание хищникам и птицам.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий