В 1495 году, когда Краков был еще столицей Королевства Польского, он получил так называемую «Privilegium de non tolerandis Judaeis» — «Привилегию нетерпимости евреев», что означало: евреи (за редким исключением) могли не живу и не работаю в городе. Затем жившие в столице евреи стали переселяться в близлежащий город Казимеж, где вскоре получили от короля аналогичную привилегию — «Privilegium de non tolerandis Christianis», запрещавшую христианам входить в их покои. Со временем оба города разрослись до такой степени, что граница между ними стиралась, и в 19 веке Казимеж стал «еврейским районом» Кракова. На протяжении сотен лет развивалась еврейская община в Казимеже, появлялись еврейские учебные заведения, синагоги и, куда без них, кладбища. Во время Второй мировой войны значительная часть еврейской материальной культуры была уничтожена нацистами вместе с ее носителями, но Малопольше в целом и Кракову в частности относительно повезло: несмотря на страшные здесь ужасы Третьего рейха, город в целом и его еврейские кварталы, к счастью, не подверглись тотальному разрушению, как это случилось с Варшавой. Сегодня в Кракове 7 синагог и множество еврейских кладбищ, и хотя доля местного еврейского населения здесь никогда не достигала довоенного уровня, евреи со всего мира совершают паломничества в Краков — и особенно в Казимеж — чтобы прикоснуться к культурным реликвиям восточноевропейского еврейства.
Кладбище при синагоге Ремух
В самом сердце Казимежа находится старейшее еврейское кладбище во всей Польше – сегодня оно выглядит как небольшое кладбище возле Ремухской синагоги, окруженное со всех сторон каменной стеной. Он был основан в 1552 году семьей одного из самых известных польских раввинов Мойше Иссерлеса, проработал два с половиной века и был закрыт в 1800 году австрийскими властями по санитарным соображениям. Это было тогда и сейчас окружено жилыми массивами, а XIX век для всей Европы стал веком закрытия подобных внутригородских кладбищ, когда связь между трупами и эпидемиями, хотя и не изученная досконально, но стала вполне очевидной. Ремухское кладбище около полутора веков оставалось местом траура и паломничества, а во время войны было практически разрушено: уцелел всего десяток надгробий, но в том числе надгробие самого Мойше Иссерлеса, которое многие считали чудом. После войны было принято решение о восстановлении кладбища: часть надгробий отреставрировали и расположили рядами, а из осколков тех, которые уже не удалось спасти, сделали «стену плача», которая теперь отделяет кладбище от улица Шерокая. Сегодня Ремухское кладбище и синагога восстановлены до приличного состояния, хотя и не могут передать своего былого величия, так или иначе остаются местом паломничества евреев всего земного шара — туристов из них можно увидеть там круглый год.
Новое еврейское кладбище
Крупнейшее из местных еврейских кладбищ, Новое кладбище, было основано в 1800 году — отчасти на месте закрытого в том же году Ремухского кладбища. Он расположен в паре кварталов от Ремуха, недалеко от берегов Вислы. В 19-м и 20-м веках здесь были похоронены многие местные богословы и другие важные деятели еврейской общины Кракова. Когда в 1920-х годах это кладбище заполнилось, началась организация новых, которые, однако, были полностью разрушены во время войны и так и не восстановлены. Во время оккупации новое кладбище было превращено гитлеровцами в полигон, а так как у многих погибших не осталось родственников, значительное количество надгробий так и не было восстановлено: они до сих пор стоят разбитые или треснувшие, с пулевыми отверстиями и следы ударов. Однако многие считают это едва ли не главным достоинством кладбища, ведь наблюдая за последствиями чудовищного вандализма и варварства нацистов, любой турист может получить представление о войне и периоде оккупации не хуже чем смотреть документальные фильмы. На данный момент многие камни на новом кладбище являются не надгробными плитами, где есть могилы, а скорее кенотафами, на которых высечены имена целых семей, погибших в Холокосте — по понятным причинам тела многих из них никогда не были найдены и не могли быть захоронены в соответствии с обычаем. За последние пару десятилетий на новом кладбище увеличилось количество новых захоронений: теперь это место последнего упокоения известных художников, раввинов, а также евреев, переживших Холокост.
|
|
прогулка по этому кладбищу оставляет уникальные, по крайней мере, по сравнению с другими краковскими кладбищами, впечатления: переулки узкие и вызывают клаустрофобию, и это ощущение только усиливают старые, высокие деревья, нависающие над дорожками. Большая часть надгробий и памятников заросла мхом, травами и кустарником, но значительная часть повреждена, надписи на многих давно неразборчивы. Несмотря на то, что кладбище в настоящее время находится в центре популярного у туристов города и в целом очень шумного, на нем почти всегда тихо.
Кладбище Абрахама в Подгуже
К юго-востоку от Казимежа находится Подгужский край, где до Второй мировой войны находились два еврейских кладбища: Старое Подгужское кладбище (основано в 1887 г.) и Новое Подгужское кладбище (основано в 1932 г.). В 1942 году нацисты создали в этом районе концлагерь Плашув, на его территории оказались кладбища. В результате оба были полностью разрушены: могильные плиты пошли на прокладку дорог и укрепление фундаментов глиняных казарм. В зданиях, где ранее проводились похоронные обряды, гитлеровцы устроили конюшни и свинарники, а неподалеку организовали офицерский клуб для частей СС. Когда гитлеровцы накануне отступления в начале 1945 года стали заметать следы своих злодеяний, они постарались избавиться от многих улик, в том числе и о концлагерях. При ликвидации концлагеря Плашов исторические здания были взорваны, а сразу после войны их остатки использовались в качестве строительных материалов, ведь нужно было восстанавливать город, а памятники тогда мало кого волновали. Так, до наших дней сохранились лишь фундаменты нескольких зданий, в том числе фундаментная стена дома для проведения погребальных обрядов, а также сотни разбитых и изуродованных надгробий и памятников.
Сегодня их всех привезли на так называемое Авраамово кладбище (по названию ближайшей улицы). Географически он расположен там, где до войны располагалось новое Подгужское кладбище. В течение нескольких десятилетий у новых властей Польской Народной Республики не было ни ресурсов, ни мотивации для проведения реставрационных работ, и лишь недавно, уже в 21 веке, представители еврейской общины Кракова, в чьем ведении сейчас находится кладбище, серьезно подошли к восстановлению этого кладбища. Недавние раскопки обнаружили несколько братских могил, куда нацисты сбрасывали тела тысяч казненных. В настоящее время еще продолжаются исследования по поиску всех тел и всех руин, которые были захоронены здесь в результате Холокоста.
|
|