Похороны и могила Льва Толстого, где и когда умер, как хоронили

Лев Толстой — один из самых известных русских писателей, его знали как в стране, так и за рубежом. Он стал известен главным образом как романист, в творчестве которого воплотился период от классического европейского романа 19 века до новых литературных жанров 20 века. Толстой неоднократно номинировался на Нобелевскую премию по литературе (хотя так и не получил ее и впоследствии отказался от дальнейших номинаций), его произведения ставились во всем мире и пережили сотни экранизаций за последние сто лет. Толстой был известен и как автор религиозно-философских произведений, в которых он критиковал как Русскую православную церковь в частности, так и весь традиционный русский быт в целом, причем влияние его было настолько сильным, что еще при жизни автора религиозно-этический сформировалось общественное направление, получившее название «толстовское». Сам Толстой был отлучен от православной церкви — его взгляд на Бога в какой-то момент слишком отличался от православного догмата. Примечательно и то, что в итоге именно Толстой — и отнюдь не один из «пролетарских писателей» — стал самым публикуемым автором за всю историю Советского Союза: общий тираж 3199 изданий составил более 436 экземпляров миллионов копий.

Смерть

В конце 1870-х — начале 1880-х годов творческие, а не менее религиозно-философские искания привели Толстого к коренному изменению его некогда эксцентричного, но все же более или менее стандартного аристократического мировоззрения того времени — Толстой был еще графом и принадлежал к уважаемому и богатая семья. Так или иначе, Толстой постепенно отказывается от капризов и утех богатой жизни, увлекается физическим трудом, начинает носить простую, а иногда и откровенно крестьянскую одежду (его можно увидеть почти на всех его фотографиях с начала 20 века), отдает все членам семьи, свое состояние, отказывается от интеллектуальной собственности на свои произведения, становится вегетарианцем. Так автор пытался — и чем дольше, тем сильнее — привести жизнь в гармонию со своими этическими принципами.

Осенью 1910 года он решил покинуть свое имение в Ясной Поляне (что недалеко от Москвы) и отправиться в путешествие без конкретной цели в сопровождении нескольких товарищей. Толстой посетил Оптину пустынь и Шамординский монастырь, после чего отправился в Новочеркасск, но по дороге заболел воспалением легких, и поездку пришлось прервать на станции Астапово Липецкой области. Там писатель мучительно умирал семь дней и окончательно скончался в доме начальника станции Ивана Озолина — писателю было 82 года.

Весть о его болезни мгновенно разнеслась по России. Священный Синод обменивался шифрованными телеграммами с Министерством внутренних дел и пытался решить, как действовать в этой ситуации правительству и церкви. Известно, что с того момента, как Толстой был отлучен от Церкви в 1901 году, и Толстой, и Церковь прекрасно понимали, что Церкви нужен Толстой, а не наоборот. Поэтому в течение десяти лет Священный Синод планировал заставить Толстого покаяться и вернуться в общину верующих — его разрыв с Русской Церковью был очень сильным ударом по ее имиджу. В частности, были планы соврать о своем раскаянии, как-то дать ложные показания о том, что Толстой сознался перед смертью и т.п порог. В конце концов Церкви не удалось подделать обращение Толстого, да и вряд ли это удалось бы: слишком много он оставил в своих дневниках записей о постоянных попытках Церкви во что бы то ни стало «вытянуть» из него обращение и примирение с Православием.

Прощание

Из Астапово тело писателя было доставлено в его имение в Ясной Поляне. 22 ноября 1910 года (по новому стилю) проститься с Толстым пришло несколько тысяч человек, среди них были студенты из Москвы, местные крестьяне, горожане, а также чиновники и полицейские — власти опасались, что прощание с писателем было бы антиправительственным поведением.

Церемония прощания с Толстым вошла в историю России как первая светская. Это были первые публичные похороны известного человека в стране, которые прошли не по православному и не по какому-либо другому религиозному обряду. Когда граф составлял завещание, на церемонии не было ни священников, ни икон, ни свечей. Тихо пели люди, следовавшие за телом автора от вокзала до усадьбы. Когда тело было помещено в одну из комнат усадьбы, провожающие вошли по очереди и молча попрощались с ним.

Процессия

23 ноября, еще в присутствии тысяч провожающих и представителей власти, гроб с телом Толстого подобрали его друзья и сподвижники и понесли в сторону леса, где Толстой и его брат играли в детстве и где они искали волшебную «зеленую палочку», которая должна была принести счастье всему человечеству.

Гроб был дубовый, креста на крышке не было. Участники похоронной процессии исполнили «Эвиг Минне». Перед гробом несли большое рукописное знамя со следующими словами:

«Лев Николаевич! Память о вашей доброте не умрет среди нас, осиротевших крестьян Ясной Поляны».

Похороны

Когда процессия достигла места, гроб с усопшим опустили в могилу – при этом все провожающие преклонили колени. Дежурный у гроба полицейский, которому поручили следить за порядком на церемонии, заметил, что один из его подчиненных не стоит на коленях, остался один из всех собравшихся, после чего закричал «Полиция, на колени!» офицер заставил его последовать примеру окружающих. Над могилой полностью был холм, где не было ни креста, ни надгробия, а на полукруглой полянке вокруг нее не было посажено цветов. Так выглядит могила автора по сей день.

В день похорон в газетах была опубликована часть речи императора Николая II о смерти писателя:

«Искренне сожалею о кончине великого писателя, который в период расцвета своего таланта воплотил в своих произведениях образы одной из славных лет русской жизни. Да будет ему Господь Бог милостивым судьей».

Последствия

Через два года вдова графа С. А. Толстого заявила, что слухи о похоронах Толстого были правдой: она попросила отца Григория Калиновского совершить обряд в ее присутствии через некоторое время после похорон. Известно также, что религиозные панихиды по автору — помимо его воли — в последующие дни прошли во многих храмах России. Армянская церковь в Санкт-Петербурге, в частности, даже отслужила несколько панихид по Толстому, потому что из-за своих размеров не могла вместить всех сразу.

В последующие недели, среди прочего, по всей стране прошло много студенческих и рабочих демонстраций с портретами автора, но многие пошли еще дальше: работа фабрики была остановлена, организованы легальные и нелегальные митинги, выпущены листовки, театры и магазины были закрыты — граждане России всячески чтили память Толстого.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий