Свадьбы на кладбищах, зачем люди так делают?

Свадьбы на кладбищах Организация

В архаичных обществах прошлого все ритуалы перехода из одного социального состояния в другое считались актами «смерти» и «воскресения» человека в новом качестве. Например, во время ритуала инициации ребенок символически умирал, а взрослый рождался, поэтому многие ритуалы совершеннолетия включали в себя болезненные испытания. То же самое относилось к свадьбам и передаче жреческой или шаманской власти от учителя к ученику. На этом фоне неудивительно, что так называемые «переходные комнаты» во многих культурах имели множество назначений: Простейший пример — постройка христианской церкви, где совершались обряд крещения, свадебная церемония и погребение усопших осуществляются. Но этим качеством обладают не только храмы: особенно с древности и до наших дней кладбища использовались некоторыми народами как места для бракосочетаний.

Иудейские свадьбы на кладбищах

У евреев Центральной и Восточной Европы (ашкенази) уже несколько столетий существует обычай «черных свадеб». По народным поверьям, суть черной свадьбы заключалась в следующем: если город (или страну) поразила эпидемия опасной болезни, надо устроить свадьбу на кладбище — и тогда эпидемия обойдет стороной ваше поселение или пусть постоит быстрее, если оно уже пришло. Обычай предусматривал следующие условия: на церемонии должна присутствовать вся деревня (или как можно больше соседей, если речь идет о более крупном поселении), а для жениха и невесты этот брак должен был стать первым в их жизни. Как правило, на роль молодоженов выбирались нищие, сироты или инвалиды. Часто жених и невеста впервые увидели друг друга уже фактически по приезду на кладбище – важно понимать, что этот обряд рассматривался (или, по крайней мере, должен был считаться по традиции) всеми участниками как их долга перед обществом, поэтому не было особого вопроса о свободном выборе молодоженов и взаимной симпатии. Считалось, что этот праздник жизни, проведенный на ногах и символизирующий победу над смертью, привлечет внимание Бога и заставит его вмешаться и остановить бедствие.

При этом важно подчеркнуть, что, конечно же, черные свадьбы не были эталоном или первым средством борьбы с эпидемией или другим бедствием: конечно, для верующего первой линией защиты от неконтролируемого бедствия стала всегда были молитвы и чтение священных текстов (в том числе и коллективных), а черные свадьбы казались неким «оружием последнего шанса», когда все другие средства не сработали и беда уже у дверей.

Достоверно известно, что не более ста лет назад, когда в Европе свирепствовали испанцы, на территории современной Украины и Польши (которая в то время находилась под контролем России, Австрии- Венгрии и Германии). То же самое произошло, например, в США: в Филадельфии и Нью-Йорке в 1918 году было проведено несколько еврейских свадеб на кладбищах, на которых присутствовало, по разным оценкам, около 1000 человек. Конечно, и в более ранние эпохи, когда в какой-либо местности случалась вспышка холеры или сыпного тифа, этот обычай тоже помнили и перенимали. Примечательно, что одну из крупнейших черных свадеб организовали варшавские евреи в разгар Первой мировой войны, когда в городе вспыхнула эпидемия тифа. Примечательно, что аналоги черных свадеб проводились евреями и в Палестине (в то время государства Израиль еще не существовало): там с помощью черных свадеб местные жители пытались остановить нашествие саранчи.

Еврейские черные свадьбы не нашли широкого отражения в массовой культуре, но они фигурируют, например, в американском фильме 1939 года «Свет впереди» о борьбе с эпидемией холеры в Одессе в 1880-х годах. Подробное описание церемонии можно найти и в мемуарах Мейера Киршенблатта — там описывается черная свадьба в польском городке Опатув в 1892 году: невестой становится местная сирота, торжество проходит в здании, принадлежащем похоронной фирме, невеста получает платье от дарителей из числа местных жителей, на торжество собирается значительная часть населения города и жители нескольких окрестных деревень, они дарят молодым еду, деньги и другое свадебное тепло, надеясь заработать благодатью Божией этим актом коллективного милосердия.

Современный тренд на кладбищенские свадьбы

В последние десятилетия в американской свадебной индустрии наблюдается устойчивый рост спроса на траурные свадьбы, и это никак не связано с религиозностью и этнической принадлежностью. Наверное, у многих читателей в первую очередь возникнет мысль, что именно так проявляют себя представители субкультур — например, различные течения готов и т д. Отчасти это верно: представители субкультур, построенных вокруг погребальной эстетики, действительно создали и создают определенный спрос на «готические» свадьбы, более того, в некоторых свадебных агентствах даже есть такой специальный пакет услуг, как «готическая свадьба», где, конечно же, местом проведения основной части церемонии будет кладбище. Однако рост спроса на эту услугу в США в последние годы не имеет ничего общего с субкультурами: это люди, которые просто хотят красивого вида (большинство кладбищ в США имеют значительное количество зеленых насаждений) или те, кто хочет провести день церемонии в относительно тихом и малолюдном месте.

На данный момент некоторые американские кладбища уже уловили эту тенденцию и предлагают услуги своим парковым пространствам и своим кладбищенским церквям и своим священнослужителям: например, одно из кладбищ в Нью-Йорке оценивает аренду места для свадебной церемонии в $ 2500. На данный момент граждане США уже пытаются пойти дальше и как-то развить тему кладбищенской свадьбы: например, в американской прессе уже были новости о свадьбе на кладбище, где ее друзья и ее подруги принесли невесту в настоящем гробу. Есть основания полагать, что по мере развития этой тенденции будут развиваться как излишества, так и причуды, которые, конечно же, быстро создаст предложение высоко коммерциализированной американской похоронной индустрии.

Перспективы развития свадеб на кладбищах в странах Европы

Безусловно, развитие описанных выше мероприятий в США стало возможным, в первую очередь, благодаря американскому законодательству, позволяющему организовывать частные кладбища, владельцы которых, в свою очередь, вольны сдавать в аренду свое имущество для проведения любого мероприятия на их усмотрению — если только нарушает права помещиков и арендаторов. И здесь следует помнить, что во многих странах Европы нет частных кладбищ: где-то ими всеми владеет государство (как в России), где-то большинство из них контролируется церквями (как в странах Северной Европы). Если кладбища находятся в ведении государства, то вопрос о проведении на их территории разного рода мероприятий тоже должен решаться на уровне всего государства — или хотя бы субъекта федерации, если государство федеральное. Во втором случае решение, очевидно, не всегда может быть принято «местными»: церковные власти, ответственные за паству и за закрепленное за ней кладбище, могут быть связаны в этом отношении как догматами своей религии, так и решениями их начальство.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий