Погребальные обряды народов России: ненцы, как хоронили близких

Организация

Самым многочисленным коренным народом Русского Севера и Сибири являются ненцы. Исторически они проживают на обширных территориях от Кольского полуострова на западе и Таймыра на востоке и делятся на две этнотерриториальные группы: тундрово-ненцы проживают в Ненецком автономном округе Архангельской области, Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и Таймырского Долгано-Ненецкого автономного округа Красноярского края. Они составляют основную часть ненецкого этноса. К лесным ненцам относятся всего несколько тысяч человек, проживающих в таежной зоне между реками Обь и Енисей. Ненцы, наряду с нганасанами, энцами и селькупами, входят в самодийскую группу уральских народов.

Этноним «ненцы» происходит от слова «ненец» (человек) или «неней не-нец» («настоящее лицо»), которое ненцы используют как самоназвание. Иногда встречающееся в старых этнографических работах название «самоед» не связано с каннибализмом, а, вероятно, происходит от саамского «сама-эдне» (земля саамов/народа), но в настоящее время считается устаревшим. В современном языке оно в основном используется для обозначения одной из древнейших пород собак — самоедской лайки, которая на протяжении тысячелетий служила верным компаньоном северным самоедам.

Представление о душе и загробном мире в религии ненцев

На формирование религиозных представлений и культа ненцев большое влияние оказала культура угорских народов хантов и манси, в связи с чем их восприятие смерти имеет много общих черт. Загробный мир был зеркальным отражением земного мира вплоть до ландшафта, и душа здесь сохраняла тот образ жизни, который вела при жизни. По горизонтали он лежал на крайнем севере, в непроходимой глуши тундровых лесов, за бескрайними водными просторами и высочайшими горами, но его вертикальное положение могло меняться. Потусторонний мир мог быть как подземным, так и небесным, а иногда они могли существовать рядом. Однако грань между жизнью и смертью была достаточно тонкой и допускала переход из одного мира в другой: это подтверждает ряд легенд об увечных, хромых, слепых, одноруких и одноногих духах смерти из другого мира мир, охотившийся на живых, а также большое количество легенд о героях, спускающихся в мир мертвых и бросающих вызов хтоническим богам.

Человек состоял из тела («нгая») и двух душ: дыхания («инд») и тени («синдрян»). Дыхание было душой в классическом понимании и было присуще всему живому: им обладали не только люди, но и животные и даже растения. Он был показателем здоровья и жизненных сил человека: нарушение органов дыхания свидетельствовало о приближении смерти, так как ненцы говорили, что «дыхание пропало» («ind’ moley») или «прервано» («ind’ moley») хамы»).

Тень была частью души, но в то же время полусамостоятельной сущностью, сопровождающей человека и оберегающей его от потусторонних сил. Тень вызывала сны, а ее похищение или потеря вызывали болезни и безумие.

По некоторым поверьям, после смерти душа индуса переходила к верховному богу ненецкого пантеона Нуму, а через три-два года тень пожиралась нечистой силой. Тень человека, умершего неестественной смертью, задержалась на земле и преследовала живых.

Смерть и подготовка к похоронам

По мнению самоедов, смерти предшествовали различные знаки и предзнаменования. О его приближении может свидетельствовать поведение диких животных (например, если в салон залетела птица или заползла змея), неожиданные движения или мимика (подергивание века правого глаза или неожиданный поворот головы в справа), дурные сны или к и с потрескивающим огнем. Чтобы отогнать смерть от своего жилища, ненцы практиковали особые обряды и ритуалы.

Ненцы старались провести похороны как можно скорее, обычно на следующий день после смерти. Гроб заранее не готовили: как только человек умирал, его родственники шли за деревом. Ненцы следовали всем этапам изготовления последнего жилища умершего с жертвоприношениями оленей.

Христианство принесло ненцам обычай омовения умерших перед погребением, но традиционно он не практиковался. Обычно умершего оставляли в той одежде, в которой он умер, а тело заворачивали в покрывало из чумы или шкур. Некоторые группы обских ненцев надели на него все платья, принадлежавшие ему при жизни, а то, что он не смог надеть, оставили рядом с могилой.

Как только все приготовления были закончены, умершего вели через специально проделанное в покрытии чумы отверстие прямо напротив того места, где он лежал прежде. Его сажали на сани, обвязывали тело веревками или ремнями, а к шесту справа прикрепляли колокольчик. Еще пара саней была загружена всеми вещами умершего и подносами для гроба. В течение всего захоронения участникам запрещалось садиться или стоять на них.

Траурная процессия и похороны

Перед уходом на кладбище — соломенное — процессия обходила шатер усопшего против движения солнца, а после своего ухода жители, оставшиеся в стойбище, еще трижды обгоняли его по часовой стрелке, чтобы защитить живых от нападений со стороны духи смерти и дух умершего. Далее следовали очистительные ритуалы.

Кладбища у ненцев традиционно располагались на холмах, холмах или высоких берегах рек и имели племенную принадлежность. Сразу после приезда родственники усопшего соорудили гроб. Гроб повсеместно был выполнен в виде прямоугольного ящика, закрепленного системой вертикальных и горизонтальных реек. Вверху две вертикальные доски соединялись перекладиной, на которую подвешивались колокольчики или другие металлические предметы. Умершего опускали в гроб головой на запад, в сторону заходящего солнца. В сундук также были сложены инструменты, оружие и все вещи, которые могли бы пригодиться ему на том свете, которые ранее пришли в негодность. А для того, чтобы усопший пришел в загробный мир, прямо у могилы забивали оленей, везущих нарты. По старинному обычаю их туши нельзя было забивать, потому что они принадлежали умершим, но впоследствии на похоронах оставались только черепа, а мясо раздавали всем присутствовавшим на похоронах.

Традиционные ненецкие могилы обычно раскрашивали — промерзшая северная почва не позволяла копать глубокие ямы. Они были засыпаны ветками или сломанными салазками, принадлежавшими покойному. Иногда для умерших строили небольшой бревенчатый домик.

В некоторых случаях ненцы практиковали обряды воздушных захоронений: например, младенцев заворачивали в ткань и подвешивали на ветке дерева. В других случаях их тела оставляли в дуплах деревьев или вырубленных из пней бревнах.

Поминальные обряды ненцев и нгытырма

Особых дней для поминовения умерших у ненцев не было, и кладбище посещали время от времени: во время похорон или каждый раз, когда проезжали мимо. Если кому-то из родственников приснился покойник, наутро ему приносили в жертву оленя. Бдения проводились весной до того, как распустилась листва. Приготовленной пище давали постоять несколько минут, чтобы умершие могли вкусить пар.

Не было принято долго ухаживать за могилами, ремонтировать или обновлять их. Это было связано с тем, что ненцы старались избегать всего, что связано с покойником, — это было плохим знаком и могло привести к смерти человека, нарушившего покой умершего.

Спустя семь лет шаманы у тундровых ненцев изготовили нгытырма — посмертное изображение умершего. В течение следующих поколений женщины в семье хранили и ухаживали за ней, как за живым человеком: одевали, садили за стол, укладывали спать. Лесные ненцы делали нгытырма сразу после смерти, а через несколько лет хоронили в отдельной могиле. Нгытырма была вырезана из деревянного шеста, взятого с родового кладбища, и одета в ту же одежду, которую покойный носил при жизни.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий