Погребальные обряды алеутов, какие есть особенности

Организация

От юго-западной оконечности полуострова Аляска до Камчатки дугой протягивается длинная гряда Алеутско-Командорских островов. Впервые обнаруженные русскими мореплавателями Второй Камчатской экспедиции Беринга-Чирикова в 1741 году, они были присоединены к колониальным владениям Российской империи в Новом свете только в конце XVIII века. В их составе они просуществовали вплоть до продажи Аляски Соединенным Штатам Америки. По договору 1867 года граница между двумя нациями прошла между островами Медный и Атту, разделив не только архипелаг, но и его коренное население – алеутов (унанган). Несколько сотен человек, переселенных до этого на о-ва Беринга и Медный, оказались отрезаны от своей исторической родины. Сегодня в мире осталось по разным оценкам от 2,5 до 7 тысяч алеутов; их численность на территории РФ по переписи 2010 года составляет 482 человека. Большинство из них проживает в селе Никольское на ов-е Беринга (294), которое является единственным населенным пунктом Алеутского района Камчатского края.

Существует несколько теорий этимологии этнонима «алеуты». По мнению советского языковеда Г. А. Меньшикова, оно происходит от алеутского слова аллитхух (отделение, община), а И. С. Вдовин и Л. С. Берг отстаивали чукотско-корякскую теорию его происхождения. Последний предположил, что это название происходит от чукотского алиат (остров) или алиут (островитяне), и выдвинутая им версия считается сегодня наиболее убедительной. Самоназвание алеутов — унанганы — переводится на русский язык как «жители побережья» и восходит к местоимению уна (там, у берега) или существительному ангангик (житель, живущий).

Представления о смерти и ритуальные практики

Хотя на территории Алеутских и Командорских островов имеется множество археологических памятников, свидетельствующих о разнообразии и сложности традиционных погребальных практик алеутов, до сих пор не найдено источников, которые позволили бы полностью реконструировать их представления о смерти и ритуале обряды. Однако некоторые сведения о погребальной сфере их жизни можно почерпнуть из заметок и дневников русских путешественников, предпринимателей и священников XVIII и начала XIX вв., поскольку целью колониальных властей была быстрая ассимиляция и христианизация местного населения населения, информация, представленная в них поверхностно и не всегда объективно. Поэтому существующие исследования, посвященные анализу данной темы, опираются в основном на особенности устройства погребений, артефакты погребального инвентаря и рассказы немногочисленных унанганцев, сохранивших свою традиционную духовную культуру.

В алеутском фольклоре к умершим относились с уважением и почтением. По их представлениям, душа покидала тело сразу после смерти, но на попечение об умершем соплеменники не оставляли. На многих островах все останки, независимо от возраста, пола и социального положения человека, ушедшего в мир иной, мумифицировали: внутренности вынимали из тела и наполняли душистыми травами и мхом, после чего перевязаны связками кишок животных и завернуты в кожу. Затем труп подвешивали возле средства или просто клали на моржовую шкуру, где он оставался до тех пор, пока его родственники не выбирали или не строили для него подходящее место для захоронения. Могильники становились родовыми святилищами, которые алеуты регулярно посещали, принося жертвы своим предкам за советом или помощью в трудной жизненной ситуации. Некоторые охотники собирали жировые выделения мумий и угощали ими свои гарпуны — они верили, что это принесет им удачу на охоте.

При погребении в земле умерших одевали в их собственную одежду и заворачивали в шкуры животных в знак уважения и почтения. Погребальный инвентарь присутствует лишь в небольшом количестве могил, но достаточно богат по составу: рядом с могилами охотников-байдарочников найдены сохранившиеся байдарки, весла к ним, необходимые для охоты инструменты и приспособления. В древности погребение знатных и богатых алеутов часто сопровождалось убийством их рабов, но к XX веку этот обычай полностью исчез.

Если у умершего были нерешенные вопросы или проблемы на земле, он мог на время застрять в теле и доставить много неприятностей своим родным. Чтобы избежать этого, алеуты часто устраивали захоронения в укромных пещерах, спрятанных среди скал и утесов. Последнее пристанище покойника было расположено так, что было отделено от селения соленой водой, но было достаточно близко и удобно, чтобы и дети, и старики могли легко добраться до него. Сюда приходили родственники и друзья, чтобы «пообщаться» с душой усопшей и помочь ей отправиться в загробный мир.

Погребальные практики алеутов

Археологи выделяют несколько типов захоронений у алеутов: курганные, пещерные захоронения, захоронения в подвесных или приподнятых саркофагах, в домах. Каждая из этих групп также имела свои особенности и отличия, но пока неясно, чем они были вызваны.

Наиболее распространенной формой погребения были курганы-умканы. Умканы строились на краю обрыва или другого крутого склона. Над одиночной или коллективной могилой возводили невысокий курган, обычно треугольной формы, засыпанный сверху камнями и землей. Вокруг насыпи были вырыты V- или U-образные канавки, которые должны были отводить воду из могилы на скалу.

Погребальные пещеры располагались вблизи городища в легкодоступных местах, защищенных от природы и случайного взгляда. Погребение могло выглядеть по-разному: в одних случаях мумифицированных умерших хоронили в глубине пещеры, в других подвешивали на колышках, вбитых в стену или потолок. Иногда тела помещали в деревянные рамы или гробы. В пещерах устраивались как индивидуальные, так и коллективные захоронения.

Тела богатых алеутов после смерти помещали в деревянные или костяные саркофаги-саркофаги, которые затем подвешивали на специальных конструкциях или устанавливали на постаментах. Они находились непосредственно над или рядом с местом, где произошла смерть, в течение следующих 15 дней, после чего были перенесены на постоянное место захоронения и захоронены. Однако иногда на поверхности оставляли ящик с останками и инвентарем. В другом месте покойника помещали в сидячем положении в небольшое сооружение, напоминающее по форме дом, а затем засыпали землей. Такие захоронения назывались улааканскими.

Некоторое время после смерти умерших держали в стенах его обители, но иногда она становилась их последним пристанищем. В ХХ веке было обнаружено несколько таких «домашних» захоронений: в одном случае покойника хоронили в яме под полом, в другом — замуровывали в стене. Значительное количество человеческих останков найдено также в небольших ямках вокруг жилищ и в центре общественной жизни старых алеутских поселений.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий