История похоронного дела в США

Организация

С начала колонизации Североамериканского континента и до обретения Соединенными Штатами независимости похоронная практика колонистов во многом определялась условиями их жизни и часто противоречила любым обычаям и традициям, которые они могли принести с собой из Европа. Одно из заметных отличий заключалось в том, что американские переселенцы не устанавливали кладбищ европейского типа, а другое заключалось в том, что существовавшие со времен Средневековья гильдии глашатаев и дьячков (т.е представителей профессий, которые в старину занимались организация похорон и уход за кладбищами) не мигрировали за океан. Оставив после себя не только историческую родину, но и многие традиции и социальные институты Европы, первые поселенцы обращались с умершими так, как вынуждали их обстоятельства: все приготовления производились семьей, со стороны нанимался только краснодеревщик или плотник сделать гроб, затем поставить гроб в доме на день-два, чтобы друзья и родственники могли проститься с покойным (а также на случай, если человек не умер, а впал в кому или вялость и был принят за умерших), а затем хоронили на своей частной земле или на деревенском кладбище, которое, в отличие от обычного европейского в то время, не нужно было устраивать на церковном участке и приближать к мощам святых.

После обретения независимости

После провозглашения независимости в 1776 г и последующей войны с Великобританией образ жизни (в том числе процессы, построенные вокруг смерти) в течение нескольких десятилетий практически не менялся. Однако в начале 19 века, по имеющимся данным, в крупных городах изготовление сундуков выходит на первый план и становится уже не случайной «халтурой» мастеров-деревообработчиков, а вполне регулярной услугой, оказываемой большинством мебельных мастерских. До нас дошли объявления кливлендских мебельщиков от 1837 года, в которых говорится, что они также предлагают «срочные услуги» — более правдоподобный способ сказать, что они принимают заказы на шкатулки. К 1850-м годам в крупных городах, таких как Кливленд, некоторые мебельщики полностью переключились на изготовление ритуальных принадлежностей и уже называли себя гробовщиками.

Гробовщики предлагали как простые деревянные ящики по цене (в переводе на современный курс) 125-200 долларов, так и гробы из красного и палисандра, обтянутые бархатом, по 1500 долларов и выше — производство «элитных» гробов стало логичным продолжение коммерциализации похоронного бизнеса. Гробовщики в попытке заработать большие деньги старались как просто разнообразить ассортимент, так и делать специальные предложения для тех, кто хотел и мог себе позволить «выделиться». При этом важно подчеркнуть, что на данный момент все остальные процессы, связанные с похоронами, по-прежнему полностью ложатся на плечи семьи покойного: нет ни частных моргов, ни специализированных служб, ни транспорта-катафалка.

Последствия гражданской войны

Гражданская война 1861-1865 годов между Союзом Северных штатов и Конфедерацией южных штатов неожиданным и довольно неочевидным образом привела к зарождению американской похоронной индустрии. Впервые в американской истории большое количество людей начало умирать вдали от дома. Это создавало потребность, во-первых, в доставке тел в исходное поселение, во-вторых, в сохранении их от разложения. Дорога к дому часто не была близкой, а дорожно-транспортная система либо была разрушена боевыми действиями, либо не существовала в принципе. Именно в это время бальзамирование быстро получило массовое распространение в США – буквально за несколько лет услуги бальзамирования стали не просто решением проблемы долгой доставки тела, а обычным делом.

Когда президент США Авраам Линкольн был убит, его тело было забальзамировано и перевезено через несколько крупных американских городов, чтобы американский народ мог попрощаться с ним. Эта выставка тела президента стала мощной рекламой бальзамирования как такового: в послевоенные годы спрос на услуги бальзамировщиков постоянно растет, и буквально спустя поколение почти все американцы заказывают бальзамирование тела президента умерший, пусть и не требующий перевозки на дальние расстояния, но в принципе тем не менее. Бальзамирование получило дальнейшее распространение в результате забастовки грузчиков железной дороги в 1898 году. Рабочие потребовали принять меры против периодических взрывов трупов при транспортировке — это происходит в естественных условиях, когда закрытый гроб не дает выйти скапливающимся внутри трупным газам.

В то же время гробовщики переименовали себя в «похоронных распорядителей». Сделано это было не только ради гармонии, но и потому, что они теперь оказывали широкий спектр услуг: не только гробы, но и процедуры бальзамирования и перевозки катафалков, а также залы прощания (они же «морги» — специальные помещения в похоронных бюро, где тело выставлялось в гробу на несколько дней на прощание). В то же время получили распространение частные кладбища, и в 1876 году в крематории Лемойна состоялась первая в истории США кремация — как и во многих других странах, не без противодействия консервативных кругов, но тем не менее кремация стала распространяться здесь как хорошо. Также в конце 19 века возникли союзы, объединявшие предпринимателей и работников похоронной индустрии.

Следующая волна миграции в те же годы означает, что в крупном городе появляется возможность найти похоронные бюро, которые проводят похороны по итальянскому, ирландскому, немецкому и любому другому образцу. При этом важно подчеркнуть, что до этого момента похоронный бизнес остается семейным делом: до сих пор нет крупных компаний, работающих на многие города, тем более нет международных похоронных организаций. Похоронные бюро обычно представляют собой семейные предприятия, небольшие по размеру и обслуживают только свою территорию: деревню, ближайшие кварталы города и т д.

В новейшее время

В США есть поговорка, что похоронное бюро живет в трех поколениях: первое его создает, второе ведет к успеху, а третье разрушает. Можно сказать, что это относилось ко многим крупным городам. После Второй мировой войны семейные похоронные бюро массово приобретались более крупными корпорациями, так что к началу 21 века доля семейных кладбищ была уже значительно ниже, чем в начале 20 века. Важной характеристикой американской похоронной деятельности в ХХ веке стало изменение статуса кладбищ: в духе коммерциализации других сфер жизни владельцы частных кладбищ стремились сделать свое имущество чем-то привлекательным, вызывающим положительные чувства и положительные коннотации. Еще в 1920-х и 1930-х годах в США появились кладбища, которые всем, кроме названия, напоминали парки для семейного отдыха.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий