Индия – одна из самых больших и густонаселенных стран мира. Люди, привлеченные богатой и древней индийской культурой, рано или поздно задаются вопросом, как проходят похороны в Индии.
В современной Индии индуисты составляют около 80 % населения (мусульмане составляют около 15 %, христиане — около 2,5 %), поэтому речь пойдет именно об индуистских ритуалах. При этом необходимо помнить, что представители разных религий будут отличаться не только обрядом, но и стоимостью похорон, а значит, расходами семьи усопшего, ущербом экологии региона.
Формальная процедура
Во всех бывших колониях Британской империи есть государственные органы, созданные по образу и подобию англичан. Главное регистрационное бюро (главный регистрационный орган, более правильный перевод — ЗАГС) — орган, отвечающий за регистрацию браков и разводов, рождений и смертей — также присутствует в Индии.
В 1969 году (то есть всего полвека назад) индийское законодательство требовало от всех граждан официально регистрировать рождения и смерти. Если человек умирает дома, глава семьи должен сообщить о смерти в Бюро. Если вы находитесь в медицинском учреждении, медицинский персонал должен сообщить об этом. Если тело было найдено на улице, сообщают правоохранители. Закон предписывает уведомлять Бюро обо всех обнаруженных жителями мертвых в течение 21 дня. Несвоевременное сообщение подлежит штрафу (для сравнения, в Европе о смерти необходимо сообщать в течение 1-3 дней).
После регистрации смерти Бюро выдает ближайшим родственникам умершего свидетельство о смерти – свидетельство о смерти, в котором указывается время и причина смерти. Свидетельство о смерти необходимо для освобождения умершего и его семьи от работы, долгов и других обязательств, для обеспечения перехода прав собственности и других вопросов, связанных с завещанием, для возможности получения семьей страховых и погребальных пособий.
Обычаи и традиции
Традиционные индуистские похороны предполагают сожжение усопших (исключения делаются для детей до 2 лет, святых и некоторых других особых категорий) — это должно помочь душе освободиться от бренной оболочки и дать ей благоприятное перерождение в новом теле. С незапамятных времен индусы сжигали своих мертвецов на кострах, используя дрова в качестве топлива. Церемонию ведет представитель касты браминов, который также может посоветовать добавить в огонь те или иные дополнительные ритуальные предметы, что должно сделать церемонию более успешной и увеличить шанс на удачу усопшего в будущей жизни. Кремация обычно происходит в течение 24 часов после смерти, в течение которых умерший должен (предпочтительно) находиться дома.
|
|
Для самой церемонии одеваются в белое (черная одежда считается недопустимой на индуистских похоронах), но никакой специальной одежды не предусмотрено. Под руководством священника зрители поют гимны и мантры, после чего совершают подношения богам. На индуистские похороны можно приносить цветы, но не еду. Фрукты приносят на прощальную церемонию, которая обычно проводится через 10-30 дней после похорон. Труп кладут на костер в открытый гроб, чтобы все собравшиеся могли с нетерпением ожидать момента воспламенения, но прикасаться к телу крайне нежелательно (индусы верят, что это делает всякий, кто к нему прикоснется). Также считается неприличным использовать записывающие устройства во время похорон.
После похорон прах усопшего собирают в урну и развеивают. Предпочтительнее делать это через реку Ганг. После этого священник должен ежемесячно молиться за душу усопшего, а через год после смерти семья усопшего устроит большую вечеринку.
Экономика и экология
Структуру расходов на похороны индуса хорошо иллюстрирует следующий пример, приведенный индийскими исследователями: одна из опрошенных заявила, что потратила в общей сложности около трехсот тысяч (в рублях) на похороны свекрови, а это большие деньги для их региона. Помимо очевидных расходов на топливо для костра и гроба, ее семья потратила деньги на украшение кровати воздушными шарами и лентами. Также наняли музыкантов, а священник потребовал, чтобы к кровати пристроили золотую лестницу, чтобы помочь усопшему попасть в рай. Кроме того, семья респондента 12 дней держала в своем доме гостей — близких и дальних родственников, а на тринадцатый день, по традиции, был устроен прием на 500 человек (который сам по себе стоил около 100 тысяч рублей). Для ежемесячных молитв за душу умершего священнику также требовались деньги, одежда и различные ритуальные предметы в течение года, а через год великий праздник снова требовал серьезных расходов.
принадлежность к среднему классу индийского общества позволила этому респонденту пожертвовать своими сбережениями, чтобы хотя бы не влезть в долги. Конечно, представители низших сословий (а их абсолютное большинство) часто вынуждены прибегать к займам, чтобы обеспечить своих близких самым минимальным уровнем обрядов. Страх прослыть в обществе «невнимательным [к умершему]» для них сильнее страха залезть в долги.
Похороны приводят к экологической катастрофе
Основным фактором стоимости традиционной индуистской кремации являются дрова. Сжечь человеческое тело на дровах дотла крайне сложно: взрослому человеку весом 70-90 килограммов в зависимости от качества древесины может потребоваться от 350 до 500 килограммов топлива, а если топлива не хватает, бродячие животные может вскоре напасть на полуобгоревшее тело. Поскольку цена килограмма дров может варьироваться от сотен до многих тысяч (в пересчете на рубли), общая стоимость похорон также будет многократно различаться в зависимости от социального положения семьи и региона. Электрические и газовые крематории в Индии в настоящее время редкость: их всего несколько десятков, и то пока только в крупных городах. Их распространению мешают религиозные соображения: многие традиционные ритуалы просто невозможно совершить, если тело сожжено в крематории. Например, одна из традиций требует, чтобы старший сын на похоронах отца брал бамбуковую палку и разбивал ей череп покойного сразу после поджога. Другая традиция требует, чтобы прах кремированного человека был собран в урну, а затем развеян, но в электрических крематориях пепел разных людей смешивается.
Конечно, массовое сжигание (в Индии с ее миллиардами населения несколько тысяч горящих похорон в день) пагубно влияет на окружающую среду. Еще более губительны для него последствия неудачных сожжений: каждый год более 100 тысяч не до конца сожженных тел сбрасываются в реки Индии, отравляя воду. Также, как нетрудно догадаться, отдельной крупной проблемой является массовая вырубка деревьев на топливо: по официальным данным, только для погребальных костров в Индии ежегодно вырубается от 50 до 60 миллионов деревьев. Их горение приводит к массовым выбросам в атмосферу углекислого и угарного газа. Ученые сообщают, что в некоторых районах Индии началась своего рода замкнутая цепная реакция, которая с годами только набирает обороты: массовые сжигания приводят к чудовищному загрязнению окружающей среды, плохая экология сказывается на здоровье жителей местности, хронических заболеваний становится больше частые заболевания приводят к увеличению числа преждевременных смертей, что еще более вредно для окружающей среды. Правительственные и неправительственные организации Индии в настоящее время разрабатывают долгосрочные стратегии по исправлению этой ситуации.
|
|