Монастырский комплекс Санаин расположен недалеко от армянского города Алаверди. Это святое место Армянской Апостольской церкви включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и известно во всем мире. Интересен он и своим кладбищем, рассказывающим об истории армянского захоронения.
Современные принципы захоронения
Сегодня армянские кладбища разнообразны и имеют мало общего с древними некрополями. На них можно найти захоронения как по старым религиозным обрядам, так и по новым светским. При этом памятники начала XXI века похожи друг на друга: ростовые скульптуры усопших в позолоченной водолазке, двухметровые плиты с портретами в рост. Все эти примеры можно увидеть на армянском кладбище в Москве — и не только.
Новые могилы четко вписаны в прямоугольную рамку из бетона или гранита. Заборы и границы отделяют, так сказать, мир мертвых от мира живых. Каменный край задает тон, четкую границу между жизнью и смертью. И не просто проходит по земле: над каменным прямоугольником гробницы часто устанавливают крышу, отделяющую землю от неба.
Древние армянские кладбища и их символизм
Говорят, чтобы понять обычаи жителей того или иного места, нужно сходить на местное кладбище. Прекрасно иллюстрируют эту мысль древние армянские кладбища: они многое рассказывают о культуре народа.
В отличие от новых кладбищ, старые армянские могилы не имеют границ и ограждений. На них много растений, и далеко не все из них окультурены: возможно, дело в прошедшем времени, а может быть, и в том, что в прошлом не разбивали клумбы возле могил и давали жизни вымереть из земли самостоятельно.
Символы на могилах армян
Самый распространенный символ, встречающийся на армянских кладбищах (а также в церквях, на стенах домов и просто на улице) – это хачкар. В дословном переводе с армянского хачкар – «хачкар». Чаще всего витиеватую крестообразную резьбу наносят на каменную стелу из базальта, туфа или черного гранита. Крест украшают орнаментом и барельефами, иногда вписывая в узор целые истории. Хачкары изготавливаются вручную — с незапамятных времен и до наших дней, поэтому каждый из них уникален.
Древние хачкары и надгробия часто рассказывают историю жизни человека, и примеры таких надгробий есть по всей Армении:
- в XII-XIII веках на надгробиях часто встречается военная тематика: кинжалы, мечи, стрелы, луки и другое оружие;
- люди, имевшие высокое положение в обществе, обычно изображались верхом на коне: при этом умерший не обязательно должен был при жизни быть воином, он мог быть даже священником;
- часто на надгробных памятниках этих эпох встречаются изображения ремесленных орудий и скота, плугов, ножниц и волов;
- музыкальные инструменты выгравированы на надгробиях музыкантов.
- изображение узорчатого гребня на надгробии означает, что под ним была захоронена женщина, что бывает редко: женщин редко удостаивали отдельным надгробием.
В то же время во все века встречаются и простые неотесанные надгробия, по которым трудно определить эпоху и дату, если рядом с ними нет хачкара. Есть предположение, что именно такие могилы, без узоров и украшений, говорили о бедности и трудностях лежащего там человека. Многоярусные надгробия, напротив, свидетельствовали о богатстве и положении усопшего: чем выше камень, тем более уважаемым, знатным и состоятельным был усопший.
Не на каждой могиле есть свой хачкар, и часто один хачкар служит надгробием сразу нескольким людям. Тогда на нем изображают столько крестов, сколько под ним захоронено людей. Если хачкары установлены очень близко друг к другу, то это могила сразу для многих людей, причем не обязательно близких родственников.
|
|
Надгробия-родники
Есть и другая версия гробницы, найденная с древности до наших дней. Это памятник-источник. Родственники умершего обустраивают источник: на улице или у дороги. И украшают его камнем или еще чаще хачкаром.
Таких источников на дорогах Армении много: бить жизнь ради жизни — и в память об умершем человеке.
Армянское кладбище монастыря Санаин
Пол большей части монастырских помещений вымощен надгробиями: знатные люди, духовенство, монахи, воины — все они были так похоронены по их желанию. Такая организация кладбища напоминает нам о том, что князья, патриархи и простолюдины, идущие по могильным плитам по дороге в храм, равны перед Богом.
Плиты покрывают часть двора, интерьер и притвор храма. На многих камнях изображение стерто временем, на некоторых оно отчетливо видно. Вот тарелка с посохом — под ней лежит епископ. Рядом плита с фигуркой человека с мечом в руке — воина. Изображения людей обычно схематичны и просты: круглая голова, скрещенные или прямые руки, ноги-колышки. На некоторых лицах головы: две точки, крючок на носу, рот.
Плиты переходят друг в друга без границ и межевания земли: князь — воин — монах — ребенок — снова монах. Нет границы между человеком и человеком, между жизнью и смертью, нет разрушения забытых гробниц из 20 века: сюда приходят люди всегда, снова и снова.
На территории монастыря находится родовая усыпальница князей Закарианов: большой, привлекающий внимание склеп, весь пол которого покрыт надгробиями. Снаружи, у самого входа в склеп, стоит на темном постаменте как бы на страже слегка кривоватая белая табличка: князю Давиду Аргутинскому-Долгорукову, потомку Закариан.
Кладбище и монастырь оставляют ощущение, что все идет своим чередом, не хочется скоротать время, не надо никуда бежать. Это место можно прописать как лекарство тем людям, которые наполняют свою жизнь делами, спешкой и суетой.
Сначала очень страшно наступить на надгробные плиты, которыми вымощен пол. Как будто стоит наступить — и случится непоправимое. И это происходит: страх смерти отступает, бренность времени перестает гнетуще.
Эллен напоминает нам, что смерть делает нас равными, что она случится со всеми: с руководителем компании, с пешеходом, перешедшим желтый сигнал светофора, с последним из людей.
|
|